«Яндекс»: история одного импортозамещения
На сегодняшний день «Яндекс», несомненно, является самым известным и успешным российским интернет-проектом. Мы расскажем историю становления популярного поисковика.
В современном мире слово «Яндекс» уже стало именем нарицательным не только для пользователей Рунета, но и для людей, которые практически не знакомы с Сетью. По данным сервиса Liveinternet, на 2014 год доля «Яндекса» в Рунете составила 60% против 31,7% у Google. Один лишь этот факт звучит куда убедительнее сотни различных статистических выкладок, показывающих значительный рост компании на российском рынке за последние два десятка лет.
К слову, помимо истории успеха было и крупное фиаско, которое, собственно, и положило начало славному пути фирмы к триумфу. Речь идет о неудачной попытке продать свой алгоритм поиска «Рамблеру» в 1996 году. Но обо всем по порядку.
На сегодня «Яндекс» — это крупнейшая в Европе интернет-компания с оборотом в более чем $10 млрд. Давайте же вернемся в прошлое и проследим за историей становления лучшего поисковика России.
Почему «Яндекс»?
Загадочное слово, давшее название крупнейшей компании, появилось в результате «словесных экспериментов» Аркадия Воложа и Ильи Сегаловича в 1993 году. В то время коллеги искали подходящее наименование для технологии поиска неструктурированной информации с учетом правил русского языка. Наиболее подходящее слово search («поиск») было сразу же отторгнуто по причине неблагозвучности для русскоязычного пользователя, и разработчики обратили внимание на «index». После пары исписанных страниц с различными вариантами названия Илья вывел симпатичное слово «yandex», то есть «yet another indexer» («еще один поисковой индексатор»). Аркадий подхватил идею коллеги, предложив в качестве оригинальной идентификации использовать букву «Я» в названии. После запуска поисковой системы yandex.ru в 1997 году доселе неведомое слово получило большую известность в российском сегменте Интернета.
Первые успехи советского бизнеса
История началась в 1988 году, когда выпускник Института нефти и газа им. И. М. Губкина Аркадий Волож, проходящий на тот момент обучение в аспирантуре в родном вузе, проводил перспективные исследования в области обработки больших объемов данных. После вступления в силу закона «О кооперации» в уже агонизирующем СССР Аркадий решил попробовать себя в роли предпринимателя.
В те годы быстрыми темпами развивалась компьютерная лингвистика, и у начинающего бизнесмена появилась идея разработать поисковую систему с учетом морфологии русского языка, которая бы учитывала в результатах поиска форму каждого слова. К проекту был привлечен специалист по компьютерной лингвистике Академии наук СССР Аркадий Борковский, за плечами которого уже был опыт создания успешной для того времени программы проверки правописания «Орфо». Логичным шагом сотрудничества двух Аркадиев стало основание фирмы «Аркадия» в 1989 году.
Но одной фирмы Воложу оказалось мало. Вместе с американцем Робертом Стабблбайном, который преподавал Аркадию языковую практику в группе изучения английского языка, он основал фирму CompTek International. Созданная компания была зарегистрирована в США и занималась поставками компьютерно-го оборудования в СССР. Новенькие IBM PC «белой» сборки — для советского человека это звучало тогда просто фантастически. Предприимчивый Стабблбайн искал партнеров в Северной Америке, а Волож работал в московском филиале.
С практической стороны бизнес выглядел достаточно прозаично: в двухкомнатной квартире на Ленинском проспекте в Москве сосуществовали одновременно офисы двух компаний — «Аркадия» и CompTek. В то время серьезный доход Воложу приносила только продажа компьютеров, а разработка прикладных программ являлась скорее увлекательным хобби. Развал СССР в 1991 году и приход в команду Ильи Сегаловича, бывшего одноклассника и друга Воложа, изрядно встряхнул компанию «Аркадия».
С новым программистом, который довольно быстро стал одной из ключевых фигур проекта, были созданы две мощные информационно-поисковые системы, работавшие под MS-DOS: «Международная классификация изобретений» (четвертая и пятая редакция), а также «Классификатор товаров и услуг».
В 1993 году «Аркадия» превратилась в подразделение CompTek, что стало логичным шагом в развитии обоих проектов. Со временем было налажено сотрудничество с лабораторией Ю. Д. Апресяна (Институт проблем передачи информации РАН), благодаря чему существенно улучшился алгоритм, а вместе с ним и результаты поиска. В частности, новая технология была успешно реализована при создании «Библейского компьютерного справочника», обеспечивающего поиск по общедоступной электронной версии Ветхого и Нового завета.
Самая большая ошибка «Рамблера»
В 1996 году руководство CompTek приняло знаменательное решение для будущего поисковика номер один в Рунете. Акцент в деятельности компании смещается с разработки сторонних прикладных продуктов на развитие собственного «ядра» — поискового механизма, который на тот момент уже обзавелся оригинальным названием и научился индексировать веб-сайты.
Компания прилагала огромные усилия для улучшения поисковой системы и ее продвижения. В частности, Аркадий Волож пытался наладить сотрудничество с «Рамблером», на тот момент лидером отечественной онлайн-индустрии. Последний, однако, посчитал морфологический поиск недостаточно актуальным.
В итоге CompTek решила самостоятельно вывести продукт на рынок. 23 сентября 1997 года на выставке Softool компания представила общественности поисковую систему Yandex.ru. Новый сервис индексировал сайты в доменных зонах «.su» и «.ru» и понимал логические операторы И, ИЛИ, НЕ. Рунет тогда только развивался, и со своим объемом в 4 Гбайт на тот момент уместился бы на современной USB-флешке, а сам «Яндекс» располагался на трех компьютерах, работавших под управлением FreeBSD.
Уже в 1997 году, когда мы запускали yandex.ru, у нас было ощущение кипения, бурлящих пузырьков. Мы понимали, что делаем что-то, что это выстрелит и что никто вокруг пока этого не понимает. Это было конкретное, чисто физическое ощущение того, куда надо двигаться, почему это будет нужно всем, почему мы будем номером один. Мы тогда не были номером один, но примерно понимали, что нужно сделать, чтобы им стать.
— Илья Сегалович, сооснователь поисковой системы «Яндекс»
Весной 2000 года поисковая система «Яндекс» доросла до регистрации в виде отдельной компании. Инвестиционный фонд ru-Net Holdings Limited обязался обеспечить финансирование в размере $5,27 млн в обмен на 35% выпущенных акций новой компании. Фирма «Яндекс» стала правопреемником торговой марки «Яndex» и полноправным владельцем портала yandex.ru. Аркадий Волож занял должность генерального директора, а Илья Сегалович — технического директора.
Золотая эра
Начало новой эпохи в истории нынешнего лидера российской интернет-индустрии ознаменовалось проведением крупной рекламной кампании, в ходе которой впервые был использован хорошо известный всем лозунг «Найдется все». В 2001 году «Яндексу» удалось за счет существенного обновления механизма поиска обойти по популярности в Рунете своего главного конкурента — компанию «Рамблер», а число посетителей ресурса превысило 1 млн уникальных пользователей.
Тогда же был запущен сервис контекстной рекламы «Яндекс.Директ», который и сейчас приносит компании до 90% дохода. Во многом благодаря этому сервису «Яндекс» спустя неполный год вышел на самоокупаемость, вопреки более пессимистичным прогнозам инвесторов.
Вскоре были запущены электронная платежная система «Яндекс.Деньги» и сервис «Яндекс.Маркет», который появился в результате слияния нескольких проектов. С каждым годом поисковая система индексировала все больше и больше форматов файлов, ранее ей неведомых, — PDF, DOC, PPT, SWF и многие другие.
В 2004 году компания учредила научные стипендии в области автоматической обработки веб-данных с общим фондом 3 млн рублей, чуть позже появились популярнейший на данный момент среди пользователей сервис «Яндекс.Карты» и некоторые другие службы. Тем временем юридически «Яндекс» превратился в «Акционерное общество Yandex N.V.», которое было зарегистрировано в голландском городе Гаага.
Год спустя самый популярный поисковик Рунета открывает первый офис за пределами России — роль первопроходца взял на себя филиал в Одессе и украинский портал yandex.com.ua. Позднее на свет появляются «Яндекс.Пробки», сохранившие миллионы нервных клеток отечественным водителям, и «Яндекс.Словари», а в Санкт-Петербурге открывается первый удаленный офис разработки. К этому времени аудитория пользователей «Яндекса» насчитывает уже 5 млн человек. Логотип компании становится более «русским» за счет изменения всех букв в названии на кириллицу, а поисковый механизм отныне умеет исправлять опечатки в запросах посетителей.
В 2011 году предприятие весьма успешно размещает свои акции на известной Нью-Йоркской бирже Nasdaq, где они обозначаются идентификатором YNDX. Кроме того, «Яндекс» начинает свое наступление на международном фронте: осенью того же года запущен поисковой портал yandex.com.tr и несколько сервисов, локализованных специально для турецких пользователей. Спустя некоторое время на ежегодной конференции «Яндекса» «Yet another Conference» представлен новый браузер собственной разработки — «Яндекс.Браузер».
Настоящее и будущее
В настоящее время «Яндекс» может похвастаться крупнейшим в России парком серверов и сетью из нескольких дата-центров, а помимо этого еще 16 офисами в странах Европы и США.
Из последних значительных проектов компании стоит особенно отметить приобретение ею популярнейших в Рунете сайтов «КиноПоиск» ($80 млн) и Auto.ru ($175 млн), а также создание мобильной версии «Яндекс.Браузера». Сегодня знаменитый поисковик занимает основную долю рынка поиска в русскоязычном сегменте Интернета. Международный гигант Google отстает от него более чем в полтора раза.
Ближайшие годы, по словам генерального директора «Яндекса» Аркадия Воложа, будут ознаменованы прежде всего выходом компании за пределы поискового рынка и применением приобретенного опыта в IT-индустрии на благо других отраслей. В частности, речь идет о расшифровке генома человека и многих других проектах, которые не связаны напрямую с Глобальной сетью. Хочется верить, что слова основателя компании найдут свое подтверждение на практике как можно скорее, и крупнейший в России интернет-портал сможет помериться силами с Google за глобальное лидерство в сфере инновационных технологий.
Самые известные сервисы «Яндекса»
За время своего существования компания, помимо самой популярной в Рунете поисковой системы, создала множество интересных и полезных сервисов, ориентированных преимущественно на русскоязычных пользователей.
«Яндекс.Карты»
«Яндекс.Музыка»
«Яндекс.Мастер»
«Яндекс.Новости»
«Яндекс.Почта»
«Яндекс.Авто»
«Яндекс.Деньги»
«Яндекс.Маркет»
«Яндекс.Диск»
«Яндекс.Shell»
Текст: Александр Полукорд
Фото: «Яндекс»; Picture Alliance fur DLD/Hubert Burda Media; Anatolii Babii/iStockphoto.com; Legion-Media