Twitter сдает позиции и проигрывает Facebook?

19.04.2016

В Twitter наблюдается отток пользователей. Но это не начало конца для компании: теперь она может придумать что-то новое и стать образцом отрасли, переживающей кризис.

К своему десятому дню рождения сервис коротких новостей получил сразу тройной набор проблем: в начале января компания лишилась пятерых руководителей одновременно. Потом известный биржевой аналитик порекомендовал своим клиентам продавать акции Twitter.

Но самую худшую новость сообщил сам управляющий Twitter Джек Дорси в отчете о состоянии дел за 4-й квартал 2015 года: в прошедшем квартале сервисом ежемесячно пользовалось на два миллиона меньше пользователей. Недвусмысленный сигнал для отрасли, привыкшей к постоянному росту: дела у Twitter теперь идут неважно.

Пик популярности Twitter давно остался позади, что подтверждает красная кривая. Синие столбики показывают, сколько людей пользовалось Twitter каждый месяц, а выше над ними обозначен абсолютный рост.
В IV квартале 2015 года Twitter впервые потерял активных пользователей. И теперь вопрос в следующем: это тенденция или промах?

В действительности проблемы у Twitter наблюдались в течение ряда лет. Поэтому курс  акций Twitter почти не отреагировал на плохую новость — он и так больше года находится в состоянии крутого снижения: от 37 долларов в мае 2015 года до 18 долларов в феврале 2016-го. Но квартальные показатели не были подтверждением того, что в некогда образцовом стартапе что-то идет не так.

Уже на протяжении нескольких месяцев складывалось впечатление, что разработка продукта не продвигается вперед. Более интересный вопрос состоял скорее в том, какие фирмы прикупил Twitter для «внешнего расширения»: видеоплатформу Vine (чей основатель покинул Twitter в январе) и сервис видеотрансляции Periscope. Но пользователи почувствовали себя брошенными на произвол судьбы. Захватывающие истории пользователей уже давно публикуются где-то еще.

Зато собственные территории Twitter заполнились рекламной информацией и неинтересными твитами посторонних людей. Казалось, Twitter больше думал о том, как максимально расшириться, чем о том, как порадовать постоянных клиентов. Неудивительно, что пользователи стали уходить буквально гурьбой.

Нерадужные перспективы

Скотт Девитт, ведущий аналитик американской инвестиционной компании Stifel, это предвидел. В авторитетной рубрике «Последние новости компании» (Company Update) он высказал свое недоверие относительно курса акций Twitter: «Мы снова оцениваем акции Twitter так, как должны были оценивать уже давно: их нужно продавать» — именно так было сказано в 16-страничном документе. «Такой продукт, как Twitter, никогда не сможет по-настоящему развиться до уровня акционерного общества. Возможно, причина кроется в плохой стратегии или ее реализации, а может, и просто в том, что он никогда для этого не подходил».

Facebook удерживает внимание своих пользователей в США в десять раз дольше, чем Twitter. Теперь Twitter отчаянно пытается стать интереснее, но пока
с сомнительным успехом.

Суть высказываний Девитта: Twitter привлекает все меньше пользователей и слишком мало на них зарабатывает. В то же время компания сильно переоценена на бирже, что будет и дальше тянуть курс акций вниз. Вывод: «У Twitter будут сложности в достижении краткосрочных и долгосрочных целей».

Аргументы Девитта нацелены на положение Twitter на рынке акций. Но они фиксируют и отягчающие проблемы с самим продуктом. Как ни в чем другом, Twitter нуждается в активных пользователях, которые становятся хорошей целевой аудиторией для рекламы. Но для этого компании нужно было отказаться от десятилетнего принципа твитов, в котором каждый голос везде ценится одинаково.

Теперь Twitter по-настоящему хорошо работает только для небольшого элитарного круга, публикующего сообщения. Остальные пишут в огромном потоке тривиальностей и конкурируют с доминирующей силой популярных пользователей и компаний. С другой стороны, у Twitter есть значительная проблема с возмутителями покоя, фейковыми профилями и спамерами. Это отравляет социальную сеть и отпугивает рекламодателей. Для целенаправленного размещения рекламы в комфортной среде рекламодатели охотнее обращаются к Facebook.

Инсайдер Twitter и эксперт Силиконовой Долины Крис Сакка обобщает это одной цифрой: в июне 2015 года у Twitter, по его данным, накопилось около миллиарда «мертвых душ». Вот такой заманчивый и в то же время малоубедительный сервис. Ничего удивительного: по словам Сакки, Twitter слишком сложный, пугающий и обособленный. Тем более, то, что могло бы привлечь в Twitter, прежде всего, быстрый «живой контент», уже давно работает у других Интернет-сервисов.

Twitter знает свои проблемы и давно работает над их решением. Сортируемые по алгоритмам ленты и коллекции твитов на одну тему (Moments) должны подготовить почву для привлечения новичков и случайных пользователей. Отмена ограничения в 140 знаков могла бы привлечь в Twitter больше блоггеров и журналистов. Атмосфера также должна улучшиться после усиления мер против надоедливых явлений, распространенных в Интернете.

В расчете на одного пользователя оборот Facebook составляет в два раза больше, чем у Twitter, и прежде всего за счет рекламы. Средний доход на пользователя (Average Revenue Per User или ARPU) — показатель успешности для интернет-компаний.

Несмотря на это остается следующая проблема: Twitter не может одновременно быть широким средством массовой информации и игровой площадкой для самопровозглашенной Интернет-элиты.

Все сначала

У Фархада Маньо из New York Time есть идея получше: вместо Facebook и Google в качестве ориентира Twitter стоило бы выбрать Википедию. Он предлагает Джеку Дорси радикальный план: сократи размер своей компании, откажись от биржи! «Не всякая Интернет-компания должна быть самой большой, самой смелой и постоянно расти».

Возможно, перспективы Twitter были бы более радостными, будь он независимой частной компанией, стабильно работающим подразделением более крупного конгломерата или вовсе некоммерческой организацией. Только так Twitter мог бы усмирить завышенные ожидания, которые создают барьеры на пути здорового развития.

Если отбросить в сторону рост числа пользователей и сравнение с Facebook, Twitter представляется на удивление крепкой компанией с мощной тенденцией к развитию. Но какими же должны быть дальнейшие шаги? Twitter можно было бы сделать ставку на раздробление. Например, произвести распределение твитов по регионам, темам и событиям, улучшить групповые и частные функции или контролируемый контент.

Тем самым Twitter пришлось бы отступить от своего принципа открытой сети, но зато удалось бы использовать свои сильные стороны в качестве информационной платформы. Twitter мог бы стать инфраструктурой. Это кажется безрассудно смелым, но могло бы стать примером. Ведь помимо Twitter полосу испытаний сейчас проходят и другие звезды Интернет-сцены.

Уход с Уолл-Стрит был бы освобождением от диктата биржевой стоимости и принципа «чем больше, тем лучше», что, возможно, положило бы начало настоящему будущему Twitter.