Шлем вместо монитора: да здравствует виртуальная реальность
Индустрия развлечений стоит на рубеже революции, и этот рубеж — виртуальная реальность. «Любую достаточно прогрессивную технологию больше не отличить от магии» — судя по этому правилу, сформулированному ученым и писателем-фантастом Артуром Ч. Кларком, в скором времени нас ждет настоящий технологический прорыв.
Актуальные разработки в области виртуальной реальности (VR) имеют много общего с магией: как и в хорошем фокусе, пара таких простых технических трюков, как, например, синхронизация изображений с движением головы, обманывают человеческое восприятие и создают на удивление реалистичную иллюзию. Носитель очков виртуальной реальности не просто наблюдает со стороны, а переносится внутрь виртуальных миров.
И так же, как и в хорошем фокусе, действует правило: хотя и возможно описать опыт виртуальной реальности, ее полный эффект проявится только тогда, когда испытаешь это на себе. Такую возможность мы получили в рамках презентации специалистов по графике NVIDIA, на которой демонстрировались две самые многообещающие на данный момент системы виртуальной реальности: Oculus Rift и HTC Vive.
И не случайно в отношении показанных очков речь идет о системах, используемых только стационарно с подключением к ПК через кабель: требования к графическому аппаратному обеспечению очень высоки, что дает возможность отображения насыщенных деталей виртуальных миров плавно и без запинок. Поэтому отрасль видеокарт тоже возлагает надежды на то, что виртуальная реальность станет мощным стимулом для роста спроса на карты высокого класса.
Революция — это дорого
Различные интернет-магазины уже начали продавать Oculus Rift. В России версия шлема для разработчиков стоит от 43 000 рублей, а версия для игрового ПК обойдется примерно в 85 000 рублей.
Модель HTC Vive должна выйти на рынок в апреле 2016 года, цена на момент выхода статьи пока остается неизвестной, а сомнительные интернет-магазины уже предлагают оформить предзаказ, указывая цену от 40 до 50 тысяч рублей.
Поскольку стационарные системы, в отличие от решений для виртуальной реальности на платформе смартфона, например, Samsung Gear VR, только появляются на рынке, то контент ограничивается всего несколькими красочными демо. Правда, то, что там можно увидеть, позволяет уже сейчас предугадать тот потенциал, который технологии виртуальной реальности могут предложить всей отрасли развлечений и не только.
В содержательном аспекте Oculus Rift основной акцент делается, конечно, на игры. При этом нет ограничения конкретным жанром: Jump ’n’ Run и Tower Defense до космических симуляторов — на презентации в Гамбурге было предложено все. В Lucky’s Tale (в нашем случае через контроллер Xbox) можно вести лиса в стиле Супер Марио, в том числе и через пещерный мир, причем наблюдатель скользит вслед за зверьком. Весьма впечатляет космический шутер Eve: Valkyrie.
Если кому-то всегда хотелось посидеть в кабине пилота космического корабля, чтобы на безумной скорости показать свою сноровку пилота в космическом сражении, не стоит упускать такую возможность. То, что Oculus Rift подходит, прежде всего, для игр с пилотированием, объясняется в первую очередь тем, что эта модель используется преимущественно в сидячем положении.
Прогулки в виртуальном мире
Совершенно по-иному обстоит дело у HTC Vive: эта система виртуальной реальности позволяет прогуливаться по виртуальным мирам пешком. Однако проходимое пространство ограничивается площадью около 4,5 квадратных метров.
При приближении вплотную к (реально существующей) стене в симулируемом пространстве появляется решетка. Отслеживание обеспечивается двумя лазерными сенсорами, которые размещаются в углах помещения.
Для взаимодействия с виртуальным миром служат два беспроводных контроллера, которые также охватываются сенсорами. В отличие от Oculus Rift модель HTC Vive делает ставку не на классические игры, а на нечто, что лучше всего можно описать таким понятием как «опыт».
Причем этот опыт представляется очень реальным: например, пересечение ледниковой трещины в симуляции восхождения на Эверест в любом случае предполагает отсутствие головокружения.
Тем не менее, планы отрасли уже заходят намного дальше. Так, в скором времени должна появиться возможность обставлять в виртуальной реальности собственную квартиру или посидеть в салоне автомобиля своей мечты перед его покупкой. При этом верно одно: в аппаратном обеспечении на этот раз провала не будет.