Российскому электромобилю «Атом» будет достаточно 8 минут зарядки для пробега до 100 км

02.12.2024

С использованием быстрой зарядки «Атом» сможет пополнить запас энергии батареи с 20% до 80% за 30 минут.

Зарядка электромобилей остается краеугольным камнем при выборе между таким типом транспорта и классическими моделями с ДВС. Есть ли позитивные сдвиги в этой области за последнее время? Как будут заряжаться перспективные автомобили? Несколько вопросов на эту темы мы задали создателям нового российского электромобиля «Атом». 

Изменилась ли скорость зарядки электромобилей за последние годы? Какие перспективы на будущее? 

Скорость зарядки электромобилей значительно увеличилась за последние годы благодаря развитию технологий и инфраструктуры. Вот основные изменения.

  1. Увеличилась мощность зарядных станций. Мощность станций постоянного тока (DC) выросла с 50 кВт до 150–350 кВт на современных супербыстрых зарядках, что значительно сократило время зарядки. В некоторых случаях, новые модели электромобилей могут зарядиться с 0-5% до 80% за 20-30 минут.
  2. Батареи стали технологически лучше. Производители продолжают оптимизировать батареи для поддержания высоких скоростей зарядки без риска перегрева или повреждения. Современные батареи лучше справляются с тепловыми нагрузками и могут быстрее принимать высокую мощность.
  3. Системы охлаждения батарей стали совершеннее. Встроенные системы терморегуляции позволяют поддерживать оптимальную температуру батареи во время зарядки, что позволяет заряжаться быстрее даже в экстремальных климатических условиях. В «Атоме» будут использоваться такие системы. 

Что касается перспектив, они уже вполне ясны. 

  • Ультрабыстрая зарядка. Разрабатываются зарядные станции мощностью до 500 кВт и выше, что потенциально позволит электромобилям заряжаться с 0% до 80% всего за 10-15 минут.
  • Твердотельные батареи. Ожидается, что твердотельные батареи, которые сейчас активно исследуются, обеспечат более высокую энергоемкость и скорость зарядки при меньшем нагреве, что улучшит как скорость, так и безопасность зарядки.
  •  Интеграция с умными сетями (Smart Grid). В будущем зарядка может стать более эффективной благодаря взаимодействию электромобилей с интеллектуальными сетями, которые будут оптимизировать зарядку в зависимости от пиковых нагрузок и условий энергоснабжения.
  • Беспроводная зарядка. Исследуются технологии беспроводной быстрой зарядки, что повысит удобство и доступность зарядных станций.

Как быстро будет заряжаться Атом и от какой сети? Можно ли будет заряжать от бытовой? 

Зарядка от бытовой сети будет возможна. От обычной розетки, выдерживающей мощность 3.3кВт, автомобиль сможет зарядиться за 20-23 часа. В однофазной сети специализированной зарядки (32A~230В) ему потребуется 12-14 часов, в трехфазной (16А~400В) — 7-9 часов. 

Алгоритмы быстрой зарядки позволят заряжать батарею «Атома» с 20% до 80% за 30 минут, а для пробега 100 км будет достаточно 8 минут у зарядной станции. 

Сколько прослужит батарея «Атома»? Не планируется ли ее сделать съемной для быстрой замены в рамках проекта для такси?

Батарея «Атома» разрабатывается совместно с российской компанией «Рэнера». Сейчас целевой показатель не менее 1200 полных циклов зарядки. Планов делать батарею быстросъемной пока нет. 

Напомним, «Атом» должен поступить в серийное производство в 2025 году. Подробнее об этом электромобиле мы рассказывали в другой нашей статье