Почему спам называется спамом: неожиданная история популярного термина
В наши дни слово "спам" ассоциируется исключительно с назойливой непрошеной рекламой, а вот ещё полвека тому назад за этим словом стояла марка продуктов. Но как так вышло, что название консервов превратилось в обозначение массово рассылки сообщений?
Впервые о "спаме" мир услышал 5 июля 1937 года, когда американская компания Hormel Foods Corporation представила консервированную свинину Spam (читается как "спэм"). Новую торговую марку придумал Кен Дайно, брат тогдашнего главы Hormel Foods Corporation Джея Си. Хормела, а расшифровка этого названия, по словам Хормела, "известна лишь небольшому кругу бывших руководителей Hormel Foods". Но считается, что Spam (или SPAM) — это сокращение от "ветчины со специями" (spiced ham), основного ингредиента новых консервов.
Выход продукта на рынок сопровождался активной рекламной кампанией, в которой часто и весьма назойливо упоминалось название Spam, а затем с началом Второй мировой войны и вступлением в неё США, о "спэме" заговорили по всему миру. Свиные консервы Spam стали неотъемлемой частью рациона солдат не только армии США, но и союзников. С продукцией Hormel Foods познакомились в Великобритании и СССР, а также в странах Тихоокеанского региона, где присутствовали американские военные. В условиях боевых действий Spam был незаменимым продуктом, а вот после окончания Второй мировой войны стремление избавиться от запасов консервов сыграло с производителем продуктов злую шутку.
Компания, как и на запуске нового бренда, развернула крайне агрессивную рекламную кампанию, используя для продвижения Spam все доступны способы — в итоге миллиардная банка "спэма" была продана в 1959 году, а спустя 10 лет консервы стали ассоциироваться уже с назойливой рекламой.
В 1970 году британская комик-группа "Монти Пайтон" выпустила свой скетч под названием Spam, в котором обыгрывала ситуацию с повсеместной рекламой консервов. В ролике герои оказываются в кафе, где каждое блюдо в меню содержит "спэм", а все посетители оглушительно распевают рекламную песню Spam. Юмористическая зарисовка, отражавшая ситуацию того времени, не забылась и спустя полтора десятилетия после выхода скетча "Монти Пайтон".
В 1986 году в популярной на тот момент компьютерной сети Usenet некий пользователь Дэйв Родес стал настойчиво рекламировать финансовую пирамиду, публикуя один и тот же текст с инструкцией по "обогащению" в разных конференциях, чем достаточно быстро надоел пользователям. Аудитория быстро увидела аналогию между этими сообщениями и популярным скетчем (в 3,5-минутной зарисовке "Монти Пайтон" слово spam упоминалось 108 раз), так что назойливую рекламу прозвали в честь консервов, которые рекламировались таким же агрессивным способом.
Позднее, когда спам (в таком прочтении слово вошло в обиход в новом значении) уже превратился в способ заработка как честным, так и откровенно мошенническим путём, в Hormel Foods в судебном порядке неоднократно пытались запретить использование своей торговой марки, но не смогли этого сделать. В итоге слово spam в наши дни ассоциируется с мясными консервами SPAM, которые в множестве вариантов выпускаются до сих пор, у абсолютного меньшинства — для большей части аудитории это "мусор", который приходит на электронную почту, в социальных сетях и мессенджерах или поступает в виде звонков, но никак не популярный в середине прошлого века продукт.
Впрочем, сама реклама — это еще полбеды. Хуже, если вы перейдете по ссылке и наткнетесь на сайт мошенников. Вот несколько признаков таких сайтов. И еще несколько советов от "Лаборатории Касперского" как не стать жертвой мошенников.