Как работает новая технология мобильной связи Enhanced Voice Services?
Благодаря новой технологии Enhanced Voice Services телефонные переговоры практически превращаются в живую речь. С ее помощью передаются все частоты, уловимые ухом.
Немецкий сотовый оператор Vodafone продвигает новую технологию мобильной связи под названием Crystal Clear (в переводе на русский — «кристально чистый»), которую запустил в конце 2016 года. Практически за Crystal Clear стоит переход на новую технологию Enhanced Voice Services (EVS), ключевой элемент которой представляет новый аудиокодек, обеспечивающий значительное повышение качества передачи голоса в сетях мобильной связи.
В отличие от обоих более ранних кодеков — AMR Narrowband и AMR Wideband (технология HD Voice — «широкополосный звук»), кодек EVS охватывает весь слышимый человеческим ухом спектр частот. Если частота HD Voice не превышает 7 кГц, а предел обычной телефонии (AMR-NB) составляет всего 3,4 кГц, то охватываемый EVS диапазон достигает 20 кГц. Поэтому EVS передает шумные глухие согласные чище, чем HD Voice, благодаря чему голос звучит более естественно и сразу воспринимается слушающим более ясно. В этом смысле использование сочетания «кристальная чистота» в названии технологии вполне оправдано.
Использование технологии EVS в сетях мобильной связи
Технически EVS обеспечивает повышенное качество звука при пониженных скоростях передачи данных, однако при этом используется относительно высокий битрейт — 24 кбит/с. В HD Voice и AMR Narrowband, например, передача данных обычно осуществляется на уровне до 13 кбит/с. Чтобы ощутить преимущества EVS, оба собеседника пока должны являться клиентами поддерживающего данную технологию оператора и пользоваться его VoLTE-сервисом в сети LTE.
Полный спектр частот — чистое звучание
Диапазон слышимых человеческим ухом частот в телефонии полностью воспроизводит только EVS. AMR Narrowband и Wideband урезают верхние частоты и воспроизводят звуки глухо.
Кодирование звука в речевом диапазоне частот
Сравнение трех методов голосовой телефонии показывает, что EVS обеспечивает более высокий битрейт и частоту дискретизации. Но пока что эта технология работает только в сетях.
EVS также предусматривает режим совместимости, активирующийся в том случае, если один из собеседников из сети LTE переходит в UMTS. Тогда этот собеседник переключается на HD Voice, в то время как второй благодаря режиму совместимости продолжает пользоваться EVS.
Если при таком переходе появляются проблемы с передачей данных, EVS лучше, чем HD Voice, компенсирует потерю отдельных пакетов данных: алгоритмы восстанавливают пропавшие данные из последних полных фреймов, причем для HD Voice, в отличие от EVS, такое «умение» необязательно.
Поскольку кодек EVS предназначен не только для телефонии, но и для аудиозаписи, он включает по два кодера и декодера. Одна пара «кодер-декодер» оптимизирована под речь, вторая — под музыку. Для сжатия музыки используются те же методы, что и в AAC или MP3, а оптимизированная под речь пара технически является усовершенствованной HD Voice. Интеграция двух методов приводит к тому, что EVS переключается из одного режима в другой с такой скоростью, что смену кодеков ни один из собеседников не замечает.
Подробнее о технологии EVS |
«Сердцем» технологии Enhanced Voice Services является аудиокодек, предназначенный для телефонии и «живой» музыки. Он обеспечивает более высокое по сравнению с прежними кодеками AMR качество. EVS пока что предлагается оператором Vodafone — для этого требуется подключение к LTE и EVS-совместимый смартфон, например Huawei P10. |
Для клиентов Vodafone переход на Crystal Clear происходит автоматически с обновлением прошивки. Пока что технология доступна для четырех смартфонов: Sony Xperia XZ, Samsung Galaxy S7, S7 Edge и Huawei P10. Какие смартфоны будут поддерживать EVS вообще, трудно определить — теоретически их должно быть достаточно много.
Институт интегральных схем общества Фраунгофера, который участвовал в разработке кодека, в качестве примера приводит около десятка более ранних моделей, в том числе Samsung S6 и LG G5. Более современные чипы Qualcomm — Snapdragon 435, 620, 820 или новейший 835, на которых работают многие модели смартфонов, — поддерживают EVS по умолчанию.
Впечатляющие результаты тестирования EVS
Преимущества технологии Enhanced Voice Services в повседневном использовании демонстрируют результаты тестирования. Наш партнер NET CHECK в течение недели проводил измерения качества технологии EVS в сети Vodafone в пределах Берлина. Для сравнения параллельно проводились измерения в сетях Telekom и O2.
Для оценки качества телефонной связи на шести смартфонах Sony Xperia XZ была запущена программа QualiPoc разработки SwissQual. Качество звука NET CHECK оценивал при помощи стандартного метода POLQA (англ. Perceptual Objective Listening Quality Assessment — объективная оценка слышимого качества речи), который выдает оценки MOS (англ. Mean Opinion Score — усредненная оценка разборчивости речи) по шкале от 1 до 5, где 5 — это идеальное качество звука.
Измерения: высокое качество EVS
Алгоритм POLQA* оценивает качество звука аналогично восприятию речи человеком. Подробное тестирование показывает, что Vodafone благодаря EVS получает больше всего баллов.
Проверка слышимости от института Фраунгофера
Тестирование слышимости провели также в институте общества Фраунгофера. EVS по качеству почти соответствует живой речи.
Основные выводы из результатов тестирования: при передаче VoLTE при наличии у обоих собеседников поддерживающих Enhanced Voice Services смартфонов в сети Vodafone всегда активируется новая технология. С учетом улучшенных технических условий, обеспечиваемых технологией EVS, оценки POLQA вполне ожидаемы (см. справа внизу): Vodafone в среднем получает значительно более высокие значения MOS, нежели другие операторы.
Высокое качество речи в сети Vodafone даже на слух гораздо проще определить. Отрыв от более старых кодеков особенно заметен по результатам испытаний в неподвижном положении — технология EVS получила оценку 4,42. А оценка около 4,5 означает, что слушающий едва ощущает разницу между такой беседой и живой речью.
ФОТО: Breakingpic/pexels.com