История мессенджеров: от ICQ до Skype

09.06.2016

«О-оу»… У ностальгирующих по старым-добрым временам в Интернете культовый звук ICQ все еще звучит в памяти. Но сегодня самый первый мессенджер борется за выживание.

Когда в середине 90-х Интернет-соединения оплачивались поминутно, а электронная почта и SMS были самыми современными средствами связи, мессенджер ICQ устроил настоящую революцию: быстрый и простой обмен сообщениями на компьютере. В зените развития ICQ с помощью этой программы по всему миру общались более 100 миллионов человек, но, несмотря на такие цифры, пользователи, зарегистрированные в мессенджере, чувствовали себя как в эксклюзивном клубе.

Пионеры Интернета были в восторге от мессенджера с ярким цветком в логотипе, они помнят свой номер ICQ (UIN) еще и сегодня. В то время к UIN относились как к номеру своего телефона, а шестизначные номера ICQ стали настоящим раритетом, их продают за большие деньги на аукционе eBay. UIN был важен, прежде всего, потому, что только с его помощью можно было найти друзей. Привычной сейчас возможности пролистать «списки контактов» тогда еще не было. Именно этот принцип работы мессенджера делал атмосферу в «аське» такой непринужденной. Спустя всего лишь два года после появления ICQ (от английского: «I seek you» — «Я тебя ищу») мессенджер был куплен американским медиа-концерном AOL за 407 миллионов долларов.

470 миллионов пользователей
Официальное число пользователей включает и тех, кто ICQ уже не пользуется

Израильские создатели мессенджера считались на родине героями. Их успех стал символом безграничных возможностей креативных стартапов. «У нас не было ни бизнес-плана, ни финансовых средств. Мы были просто группой людей, которые хотели сделать что-то новое, — и вот из этой идеи родилась ICQ», — вспоминает соучредитель Яир Голдфингер. Но успех был не долговременным: создатели и последующие хозяева упустили очередную техническую революцию, приход в мир мобильного Интернета. Отсутствие оптимизации для мобильных устройств и конкуренция со стороны социальных сетей с функцией чата привели к оттоку пользователей. В 2010 году AOL продал дышащую на ладан ICQ российской инвестиционной группе Digital Sky Technologies всего за 187, 5 миллионов долларов.

Новый владелец, Mail.Ru, наконец-то обеспечил проблемный мессенджер уже давно требовавшимися приложениями для всех важных мобильных систем. Это дало ICQ возможность вернуться на рынок как раз во время Чемпионата мира по футболу в Южной Америке. Все еще не забытый там мессенджер прыгнул прямо на вершины чартов приложений. Но его время уже прошло. По всему миру ICQ используют лишь 11 миллионов человек, из них в России — 6,7 миллионов. По сравнению с 500 миллионами пользователей, которые каждый месяц обращаются к WhatsApp, число поклонников ICQ ничтожно мало.

ФОТО: Rick Friedman/Corbi (Porträt); Microsoft (Screenshot); Yaniv Golan/Flickr.com; Tatiana Bolshakova/Flickr.com