Готовь электротелегу зимой: просто о доступном электротранспорте

18.12.2017

Еще недавно слова «гироскутер» или «электросамокат» могли удивить, а видеть на улицах людей с такими девайсами было и вовсе странно. Но сегодня эти устройства уже не простая игрушка, а настоящее средство передвижения, которое оценили не только дети, но и взрослые.

Ещё два-три года назад самокат, скутер или моноколесо, источником энергии для которых служит электричество, были в диковинку даже в столице. Бесшумный подкат к прохожим сзади и стремительное исчезновение вдали после выполненной просьбы дать дорогу часто вызывали одобрительные выкрики вслед. Сейчас электрической игрушкой, способной проехать 10 и более километров на одной зарядке, уже никого не удивишь.

Взрывной рост популярности электрического транспорта удачно совпал с расширением тротуаров и строительством велодорожек в Москве, и сейчас разве что ребёнок, увидев человека на гироскутере, закричит: «Мама, хочу такой же!» Все остальные — или равнодушны к вопросу, или просто покупают себе электрическое транспортное средство.

Все равнодушные граждане, видимо, живут в двух шагах от метро и никогда не стоят в пробках в пяти минутах езды от цели. Ведь современный компактный электротранспорт — уже не игрушка, а полноценное средство передвижения: пусть не очень быстрое и не для больших расстояний. Таким образом, он не только решает две обозначенные проблемы, но и приносит массу удовольствия. Автор, познакомившись с электродевайсами три года назад, с тех пор постоянно возит в багажнике электросамокат — на всякий случай.

Рассмотрим доступный электротранспорт трёх категорий: игрушка, транспортное средство и спортивный снаряд.

Гироскутер

 

Обучение Несложно
Использование Довольно сложно
Преодоление препятствий Категорически нет
Езда в пересеченной местности Категорически нет
Запас хода Средний
Перевозка в метро Да
Перевозка в машине Да
Использование при разрядке Бесполезно

 

Гироскутеры похожи только внешне. Они здорово отличаются и по скорости, и по запасу хода, и по нагрузке. Вот, например, взрослая модель высшей категории Hoverbot C-3 Premium: вроде игрушка, а посмотришь внимательно — вовсе нет.

Запаса хода до 20 км вполне хватает для того, чтобы докатиться от метро до дома и обратно (разумеется, для этого нужно держать экономичную скорость — полным ходом он столько не проедет). А укреплённая рама с допустимой нагрузкой до 150 кг позволит съездить в магазин и даже привезти оттуда кое-что в двух пакетах. При этом он весит всего 11 килограмм — совсем немного даже для женщины.

Мощный 500-ваттный мотор разгоняет гироскутер до 12 км/ч — это скорость довольно резвого бега. Его полная зарядка занимает всего 120 минут, что дает возможность использовать гаджет довольно интенсивно. Устройство также снабжено Bluetooth-интерфейсом и встроенной аудиосистемой, с помощью которой можно транслировать музыку с телефона. Настройка производится через специальное приложение, которое позволяет ограничить скорость гироскутера, выбрать нужный темп ускорения и чувствительность управления.

У гироскутера Hoverbot есть свое приложение

Детские модели электротранспорта немного проще. Например, Hoverbot Фиксиборд (производится по лицензии «Фиксики») выдержит только 60 кг, но и весит вдвое меньше — всего 6 кг. У таких моделей, как правило, скорость ограничена до 10 км/ч. Кроме того, все детские гироскутеры Hoverbot продаются вместе с роллерной защитой — это наколенники, наладонники и шлем.

Аккумулятор Фиксиборда заряжается всего за час, а 360-ваттный мотор позволит проехать на одной зарядке до 10 км: в школу ездить вполне можно.

И всё же у всех гироскутеров есть особенность, не позволяющая использовать их как полноценное средство передвижения — малая продольная устойчивость. Любое препятствие выше 2 см для них непреодолимо, а неожиданный небольшой порог может привести к падению. Поэтому гироскутеры — скорее игрушка, а у более серьёзного транспорта колёса расположены вдоль оси.

Электросамокаты

Обучение Просто
Использование Просто
Преодоление препятствий Небольшие
Езда в пересечённой местности Условно нет (покрышки)
Запас хода Средний
Перевозка в метро Да, с оговорками
Перевозка в машине Да
Использование при разрядке Да, как обычный самокат

 

Первые электросамокаты, которые появились в стране, оснащались тяжёлыми стальными рамами и свинцово-кислотными батареями. По массе и габаритам это были скорее электроскутеры. Сейчас электросамокат даже не сразу можно отличить от обычного.

Вот, например, Hoverbot F-6. Попробуйте по фотографии понять, где у него аккумулятор. Если бы вы не знали, что это небольшое устройство c 250-ваттным мотором проходит на одной зарядке до 25 км и развивает скорость до 25 км/ч, — вы бы догадались, что весь запас энергии самоката находится в рулевой колонке, где спрятаны литиевые аккумуляторы?

Самокат легко складывается, а при весе 6,3 кг его очень просто возить в метро или переносить на небольшие расстояния. На ходу F-6 представляет собой устойчивое транспортное средство с тягой на переднем колесе. Его можно уронить лишь нарочно, а при наличии подготовки на нём можно легко преодолевать небольшие бордюры и ямы. Однако, пятидюймовым колесам больше подойдет твёрдое и относительно ровное покрытие. Полная зарядка такого устройства занимает четыре часа.

Более серьёзный девайс — Hoverbot F-7 — оснащён теми же колёсами, но более мощным мотором (300 Вт) и более ёмким аккумулятором, что позволяет ему ехать быстрее и дольше — до 28 км на одной зарядке. Он полностью заряжается за три часа и также легко складывается, как и предыдущая модель. Хотя самокат весит почти 10 кг, он всё ещё удобен в переноске. Кроме того, он снабжён дополнительными колёсиками, которые позволяют катить его в сложенном состоянии.

Электросамокаты, на взгляд автора, имеющего кое-какой опыт эксплуатации таких устройств, представляют собой «оптимум оптиморум» электротранспорта: они устойчивы, обладают приличным запасом хода, а при разрядке превращаются в обычный самокат, так что даже если зарядить устройство полностью не удалось, вы всё равно доедете на нём, куда нужно.

Невысокая популярность электротранспорта среди взрослых работающих людей связана скорее с психологией, чем с физикой и техникой — для нас всё ещё непривычно видеть человека в костюме и на самокате. Но всё меняется. Европа электросамокаты уже распробовала, очередь за нами.

Электровелосипед

Обучение Шутите?
Использование Просто
Преодоление препятствий Да!
Езда в пересеченной местности Да!
Запас хода Неограниченный (есть педали!)
Перевозка в метро Условно нет
Перевозка в машине Условно да
Использование при разрядке Да! Только крутите педали

 

Электровелосипеды — электротранспорт с неограниченным запасом хода. Вы не останетесь без транспорта, даже если заряд велосипеда закончится — педали можно крутить и без электричества. Электромотор и аккумулятор способны, во-первых, помочь забраться в гору, во-вторых, слегка разгрузить уставшие ноги при затяжной поездке, и в-третьих, обеспечить ногам полноценный отдых прямо в пути — электровелосипед будет ехать только за счет электротяги.

Электровелосипеды можно условно разделить на две категории: складные велосипеды «сингл-спид» с аккумулятором, представляющие собой те же электросамокаты, но с педалями, и полноценные многоскоростные маунтинбайки, но с электромотором. Один из них — это CB1-PRO: алюминиевая рама с амортизирующей вилкой SR Suntour, привычное навесное оборудование Shimano, дисковые тормоза Tektro, колёса 27,5 дюймов, 24 скорости, нагрузка до 100 кг и мотор 500 Вт, позволяющий развить скорость до 25 км/ч.

Hoverbot CB1-Prо

Небольшой (действительно небольшой!) дополнительный вес, который приходится возить с собой в виде аккумулятора, с лихвой компенсируется дополнительными возможностями велосипеда. Производитель заявляет о возможности проехать до 70 км на одной зарядке, но с велосипедами всё ещё сложнее, чем с самокатами и гироскутерами. Здесь дистанция полностью зависит от режима, в котором вы используете велосипед: едете вы только на электротяге или используете электричество для того, чтобы облегчить работу ногам.

При весе 22,5 кг и габаритах обычного горного велосипеда CB1-PRO непросто будет пронести в метро, но с ним и не потребуется ездить в общественном транспорте — с электропомощью даже неподготовленный велосипедист легко пересечёт Москву с севера на юг и вернётся обратно.

Если вам давно не нужна дополнительная тяга, но вы хотите взять на велопрогулку жену или ребёнка и не страдать из-за того, что они не могут выдержать ваш обычный темп, посадите их на Hoverbot CB1-Prо. Хотя, тогда вам самому придется активно крутить педали, чтобы догнать электровелосипед.

Электровелосипед может служить и как обычный велик — достаточно просто крутить педали!

Остаётся ещё один открытый вопрос. Зачем мы написали об этом в декабре? Ведь у электротранспорта, очевидно, есть чёткая сезонность, он хорош летом, а не зимой. Во-первых, скоро Новый год, а летом цены на всё электрическое обязательно вырастут, так что это как раз тот случай, когда телегу стоит готовить за полгода.

Во-вторых, кто сказал, что на том же электросамокате можно ездить только летом? Вопрос удобства эксплуатации таких устройств зимой сводится к вопросу наличия очищенных от наледи велодорожек, а в этом плане у столицы большой прогресс. Пройдёт совсем немного времени, и человек в зимней одежде и на двух колёсах перестанет удивлять окружающих словно йети. В Германии это работает, так почему у нас не должно?

Читайте также:
Народный электромобиль: обзор Opel Ampera-E
Chevrolet Bolt — недорогой электромобиль с большим запасом хода

Фото: studio4pic/Fotolia.com, Pixabay, компании-производители