Главное о российском электромобиле АТОМ: характеристики, конструкция, особенности, возможная дата выпуска
Один из самых обсуждаемых автомобильных проектов 2023 года: электромобиль АТОМ от российских разработчиков. Собрали в одном материале всё, что на сегодня известно о перспективной новинке.
Летом 2023 года российский стартап неожиданно объявил о старте приема предзаказов на электромобиль АТОМ. До этого момента мало кто в принципе слышал о том, что такая машина находится в разработке. В отличии от других формально отечественных автомобилей с электроприводом, АТОМ должен стать именно российской разработкой.
Мы связались с представителями компании, которая занимается проектированием и подготовкой производства АТОМа, и узнали у них максимум подробностей о новом электромобиле.
- Технические харатеристики
- Откуда появился, чья разработка?
- Что с разгоном и автономностью?
- Какой процент локализации, чьи комплектующие?
- Какие интересные функции сможет предложить АТОМ?
- Что с безопасностью, проводили ли тесты?
- Где будут собирать, когда в продаже и по какой цене?
Технические характеристики функционального образца АТОМ:
• 5‑дверный хетчбэк
• Габариты (ДхШхВ), мм: 3995х1780х1615
• Дорожный просвет, мм: 170
• Привод: задний
• Разгонные характеристики: 8 секунд до 100 км/ч
• Запас хода, км: 500
• Емкость батареи кВт·ч: 77
• Мощность двигателя, кВт: 150
• Быстрая зарядка: 8 мин для пробега 100 км
• Собственная операционная система АТОМ ОС с маркетплейсом приложений Atomverse
Откуда появился?
Разработка АТОМа началась в 2021 году. Идейным вдохновителем стартапа стал генеральный директор Игорь Поваразднюк. Создатели нового российского автомобиля изначально планировали сделать модель инновационной — именно такой, какой видят большинство из нас автомобили будущего. Но традиционные «автомобильные» ценности тоже учитывались: например, при компактных размерах салон данной модели должен был быть не менее вместительным, чем у машин классом выше.
Разработка все еще активно ведется. Сейчас над проектом работают уже более 600 специалистов. Штаб квартира находится в Набережных Челнах. В Москве есть два офиса, один из которых совмещен с инжиниринговым центром. Также офисы есть в Санкт-Петербурге, Тольятти и в двух городах Китая. В частности, представители китайского офиса компании совместно с коллегами в Набережных Челнах работают над проектированием высоковольтной системы и температурного менеджмента.
Что с разгоном и автономностью?
АТОМ задуман как более практичная альтернатива большинству моделей с ДВС. Поэтому основные характеристики постарались сделать такими, чтобы владелец электромобиля ощущал комфорт от вождения и взаимодействия с электромобилем. Машина сможет разгоняться до 100 км/ч за 8 сек. Запас хода может составить до 500 км. Всё, конечно, зависит от условий использования: стиля езды, количества включенных потребителей, температуры за бортом. При этом обещают, что быстрой подзарядки продолжительностью всего 8 минут будет достаточно еще на 100 км пути.
Какой процент локализации, чьи комплектующие?
Значительная часть компонентов АТОМа будет изготавливаться в России. На начальном этапе с остальной частью помогут азиатские партнеры, в конечном итоге цель — полная локализация производства.
На старте компания стремится к проценту локализации более 60%, в будущем процент будет увеличиваться. АТОМ будет оснащен электромоторами от ГК Росатом. Батареи тоже будут свои: их разрабатывают в рамках технологического партнерства с компанией «РЭНЕРА» (входит в госкорпорацию «Росатом»). Запланирован полный цикл разработки, изготовления, тестирования и подготовки производства батарей, включая опытно-конструкторские, технологические работы и инжиниринг.
Какие функции сможет предложить АТОМ?
Электромобиль задуман как автомобиль-гаджет. У него будут собственные операционная система — АТОМ ОС и магазин приложений Atomverse. В магазине каждый сможет найти нужный софт — создатели АТОМа рассчитывают, в том числе на его использование в каршеринге, доставке, такси. Водителю не нужно будет использовать смартфон (как это до сих пор делают, например, таксисты). Достаточно будет зайти в магазин и скачать там нужное приложение.
Для обычных пользователей у АТОМа тоже будет много преимуществ. Каждый из них получит ATOM ID. Этот номер можно будет использовать в любых автомобилях АТОМ. Например, если в семье автомобиль один, а пользователей двое, каждый фактически получает возможность использовать собственные настройки и пакет приложений. Даже пересев в каршеринг, можно будет получить тот же сет настроек, введя свой ATOM ID.
Помимо традиционной вспомогательной электроники вроде системы курсовой устойчивости, автомобиль получит и инновационные возможности. Одной из них должна стать система дополненной реальности с проекцией на ветровое стекло. Так, навигационная система сможет не просто указывать направление поворота на карте, а подсвечивать его непосредственно в поле зрения водителя. С помощью фронтальной камеры автомобиль сможет распознавать опасности: например, препятствие на дороге или перебегающего дорогу в темноте пешехода. Опять-таки, на ветровом стекле объект будет подсвечен (выделен), что привлечет внимание водителя.
Если водитель не реагирует, АTOM задействует собственные автономные системы — в том числе экстренной остановки. Такая электроника давно используется на автомобилях иностранных производителей.
Что с безопасностью, проводили ли тесты?
АTOM проектируется в соответствии с сертификационными требованиями РФ и международными стандартами. Разработчики электромобиля планируют получить высокий рейтинг независимых организаций в сфере оценки уровня безопасности новых автомобилей: в России это методика рейтинга «Авторевю», в Китае — China NCAP. Ряд систем уже были испытаны на полигонах, и впереди запланировано большее количество тестов на функциональных прототипах компании.
Что касается IT-безопасности, в электромобиле будет установлен шлюз безопасности от «Лаборатории Касперского».
Где будут собирать, когда в продаже, по какой цене?
Команда АТОМ долго определялась с производственной площадкой, в итоге выбор был сделан в пользу завода «Москвич». Решающими факторами стали современная технологическая база и отличная репутация в автомобильной индустрии.
В настоящее время существует функциональный образец, который демонстрирует интерьер, экстерьер и часть софтверных решений будущего электромобиля. Чуть позже появятся серийные прототипы, на вторую половину 2024 года запланирован выход первых прототипов электромобиля АТОМ, сертификация автомобиля пройдет в 2025 году (то есть должен быть готов предсерийный экземпляр). Серийной производство и старт продаж начнутся в середине 2025 года. Розничная стоимость пока не известна: она будет зависеть, в том числе и от ситуации на рынке комплектующих к моменту серийного производства.