Электрический фастфуд
Официальная Европа форсирует тему электрокаров — таких экологичных и дешевых в эксплуатации. Однако реальность их каждодневного использования не такая радужная, как утверждается в рекламе.
Официальная Европа форсирует тему электрокаров — таких экологичных и дешевых в эксплуатации. Однако реальность их каждодневного использования не такая радужная, как утверждается в рекламе.
Подключить электрокар к электросети можно разными способами, но все они должны соответствовать требованиям целого ряда нормативных документов. И как бы ни был привлекателен призыв «вставьте вилку в розетку», его воплощение в жизнь сопряжено с определенными трудностями. И с расходами: как минимум, потребуется тянуть специальную проводку и устанавливать на стену «коробку» с электронным блоком и особым разъемом.
Электромобили лишь недавно появились на мировом рынке, однако уже сейчас, например,
к Renault Zoe прилагается зарядный кабель с вилкой, разработанной компанией Mennekes (согласно стандарту «тип 2»), которая не имеет абсолютно ничего общего с привычным бытовым штепселем. Европейская комиссия смогла определиться с типом стандартного разъема для общедоступных зарядных станций лишь 24 января этого года (рассматривался еще «Тип 3» — вилка, предложенная EV Plug Alliance). Увы, вилка Mennekes, которую предложила в мае 2012 года Ассоциация европейских автопроизводителей, абсолютно несовместима с бытовыми розетками, так что без специальной «коробки» на стене не обойтись. Владельцам гаражей услуги специалиста-электрика вместе с необходимыми материалами обойдутся в приличную сумму денег. Европейцы, в теории, вольны заключить с электросбытовой компанией отдельный контракт на зарядку электромобиля. Тогда им могут установить «коробку» бесплатно, а также дать право пользоваться общедоступными зарядными станциями.
Четыре способа зарядки
Обычный кабель Зарядка аккумуляторов электромобиля от бытовой розетки с использованием обычного электрического шнура допускается только в частных домах при условии, что электропроводка рассчитана на ток силой 16 А. Прежде чем подключиться к розетке, рекомендуется вызвать специалиста, чтобы он проверил состояние проводки и подтвердил, что она выдержит зарядный ток высокой интенсивности и что в вашем доме предусмотрены все надлежащие меры защиты на случай перегрузки электросети и короткого замыкания. Согласно стандарту CEI EN 61851-1, такой способ обозначается как «способ 1».
Электронный блок Гораздо более высокий уровень безопасности при зарядке от бытовой сети обеспечивает «способ 2», предусматривающий использование кабеля с электронным блоком, который управляет процессом зарядки. Наиболее простые системы ограничиваются контролем наличия защитного проводника (то есть заземления), более сложные контролируют температуру вставленной в розетку вилки и в случае перегрева прерывают процесс зарядки. Кроме того, чтобы избежать подобных ситуаций, сам электронный блок позволяет ограничить силу зарядного тока.
Специальный разъем Зарядка на станциях возможна только по «способу 3», то есть с использованием кабеля с особым разъемом. Изучив различные варианты, Европейская комиссия вынесла решение в пользу разъема Mennekes с семью контактами. Он позволяет заряжать аккумуляторы как от однофазной сети напряжением 230 В, так и от трехфазной напряжением 400 В, а сила тока может доходить до 64 А. Кроме того, обеспечивается обмен данными между электромобилем и зарядной станцией, что позволяет регулировать силу тока с учетом состояния аккумуляторов.
Быстрая зарядка Дома мы пользуемся переменным током, на зарядных станциях ток тоже переменный. Однако электромобили оборудованы выпрямителями, которые преобразуют его в постоянный, и только после этого ток подается на аккумуляторы. Но существуют станции сверхбыстрой зарядки по японскому стандарту CHAdeMO (по европейскому стандарту — «способ 4»), подающие на электромобиль ток силой до 200 А и напряжением 400 В. На них полная зарядка требует не более получаса. Однако для этого электромобиль должен быть дополнительно оборудован специальным разъемом.
Зарядка не спасет
Однако «коробка» — не единственная проблема. Например, если владелец электрокара решит поехать в гости, как он вернется домой? Где зарядит аккумуляторы? Варианты, конечно, есть: можно приобрести дополнительный кабель с вилкой под разъем Schuko (как у стиральных машин) на одном конце и под разъем электромобиля — с другой. На языке стандартов это называется «способ 1». В магазинах европейских стран, однако, на данный момент можно купить только кабель, оборудованный блоком управления, который контролирует процесс зарядки (так называемый «способ 2»).
Все эти сложности производители объясняют необходимостью обеспечить безопасность. В своем доме можно, конечно, подключить электромобиль к обычной бытовой розетке простым кабелем. Однако для начала лучше убедиться, что проводка выдержит ток требуемой интенсивности. Ведь проводка в гаражах рассчитана на небольшую силу тока и на ограниченное время работы потребителей. С ее помощью можно, например, пропылесосить салон, включить дрель или выносную лампу. Зарядка электромобиля — совсем другое дело: сила тока в этом случае может достигать 16 А, а потребляемая мощность — 3,7 кВт, и так на протяжении нескольких часов. Если сечения проводов будет недостаточно, они перегреются и спровоцируют короткое замыкание. В отсутствие необходимой защиты это может легко привести к пожару. Именно поэтому на общедоступных зарядных станциях действуют строжайшие меры предосторожности. Поскольку колонки, как правило, находятся под открытым небом и могут стать объектом внимания вандалов, к ним предъявляют ряд особых требований: герметичность, защищенность, блокировка вилки в розетке (чтобы кто-то посторонний не мог отключить электромобиль в процессе зарядки) и возможность обмена данными между зарядной станцией и электромобилем.
Заправься быстро
Для распространения электромобилей крайне важно обеспечить возможность подзарядки в пути, в том числе на шоссе и магистралях. В Италии, например, первый шаг в этом направлении сделали Nissan и компания Autogrill, установив на некоторых заправках колонку быстрой зарядки по стандарту CHAdeMO, которая при этом позволяет выполнять и стандартную зарядку переменным током. Вдобавок итальянские компании Eni и Enel подписали соглашение об оснащении заправочных станций колонками Fast Recharge для обычной и быстрой подзарядки от переменного трехфазного тока мощностью 43 кВт: «полный бак» электричества «набирается» всего за полчаса.
Максимум безопасности
Еще более суровые нормы предусмотрены для станций «суперзарядки», то есть с использованием потоянного тока по японскому стандарту CHAdeMO: аккумуляторы здесь полностью заряжаются всего за полчаса. Для этого существуют специальные станции, которых пока мало, преобразующие получаемый от сети трехфазный переменный ток в постоянный. Они уже оборудованы кабелем, который достаточно подключить к разъему электромобиля. Но «суперзарядка» доступна лишь для электромобилей, оборудованных специальным разъемом — на сегодняшний день это первый официально продаваемый на российском рынке электромобиль Mitsubishi i-MiEV и модель Nissan Leaf.
Проба руля: новый Nissan Leaf
Продано уже 58 000 экземпляров, из них 7000 в Европе. Со дня премьеры прошло два года, и вот Nissan Leaf начинает новую жизнь. «Теперь зарядка занимает вдвое меньше времени. Машина едет резвее, больше стал багажник, увеличился запас хода», — говорят представители Nissan. Самое заметное изменение — перенос зарядного устройства из багажника под капот, что позволило высвободить дополнительно 40 л объема (до 470 л). Но многие изменения не видны: электромобиль стал весить на 32 кг меньше, повысился КПД кондиционера (он потребляет на 70% меньше энергии), подправлены настройки руля, что заметно при езде:
пропала «пустота», водитель получает больше информации. Подвеску тоже перенастроили, крены в поворотах больше не мешают. Ускорение точно такое, какое и должен обеспечивать электромотор — если, конечно, на руле не нажата кнопка «Eco», которая «обрезает» мощность ради увеличения запаса хода, который в сертификационном цикле увеличился со 175 до 199 км. В реальных условиях заряд кончается заметно раньше, особенно в холодную погоду. Еще одна новинка — так называемый режим «B», обеспечивающий большую эффективность торможения электромотором и рекуперации энергии. Электромобиль доступен с батареями или без них в трех комплектациях. Производство развернуто на заводе в Великобритании на конвейере, где собирают Nissan Qashqai.
|
|
|
Проба руля: Renault Zoe
Со светофора Zoe, первый электрокар Renault, построенный не на базе обычного автомобиля, срывается пулей. Он ловко скользит в городском трафике, а на магистрали способен разогнаться до 135 км/ч. Масса данного электромобиля удачно распределена между осями, поэтому с управляемостью проблем нет. Правда, подвеска не всегда должным образом фильтрует неровности. Renault заявляет запас хода в 100-150 км. Чтобы сэкономить энергию, можно перейти в режим «Eco»: в нем снижается мощность двигателя. Zoe компактный, но салон у него просторный. Водительское место удобное, отделка радует глаз, создавая впечатление высокого качества, хотя пластик жесткий. Из сильных сторон отметим, зает» мощность ради увеличения запаса хода, который в сертификационном цикле увеличился со 175 до 199 км. В реальных условиях заряд кончается заметно раньше, особенно в холодную погоду. Еще одна новинка — так называемый режим «B», обеспечивающий большую эффективность торможения электромотором и рекуперации энергии. Электромобиль доступен с батареями или без них в трех комплектациях. Производство развернуто на заводе в Великобритании на конвейере, где собирают Nissan Qashqai.
В салоне | Данные производителя |