Электрический фастфуд

15.08.2013

Официальная Европа форсирует тему электрокаров — таких экологичных и дешевых в эксплуатации. Однако реальность их каждодневного использования не такая радужная, как утверждается в рекламе.

Официальная Европа форсирует тему электрокаров — таких экологичных и дешевых в эксплуатации. Однако реальность их каждодневного использования не такая радужная, как утверждается в рекламе.

Электрический фастфуд: мы расскажем, Какого это — ездить на электромобиле каждый день? На улицах крупнейших европейских городов электромобили уже не редкость: не источая вредных выбросов, они бесшумно пробираются среди своих устаревающих предшественников. Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) был основой автомобильной индустрии на протяжении более 100 лет. И все же ограниченность запасов нефти и изменение климата на планете требуют новых решений. Уже в ближайшие годы все автомобили предполагается приводить в движение исключительно за счет электричества. В пользу электрокаров говорит множество факторов: у них выше КПД по сравнению с моделями на ДВС, они бесшумны и, что еще важнее, наносят меньший вред окружающей среде, особенно если электричество получается из возобновляемых источников. Кроме того, электромобили могут служить аккумуляторами в сети. А обращаться с ними проще простого: для зарядки электромобиля достаточно вставить штепсель в розетку. В теории процесс не представляет каких-либо проблем — по крайней мере, если есть гараж с подведенным в него электричеством: вечером вставил вилку, утром поехал. Но на практике, увы, все по-другому.

Подключить электрокар к электросети можно разными способами, но все они должны соответствовать требованиям целого ряда нормативных документов. И как бы ни был привлекателен призыв «вставьте вилку в розетку», его воплощение в жизнь сопряжено с определенными трудностями. И с расходами: как минимум, потребуется тянуть специальную проводку и устанавливать на стену «коробку» с электронным блоком и особым разъемом.

Электромобили лишь недавно появились на мировом рынке, однако уже сейчас, например,
к Renault Zoe прилагается зарядный кабель с вилкой, разработанной компанией Mennekes (согласно стандарту «тип 2»), которая не имеет абсолютно ничего общего с привычным бытовым штепселем. Европейская комиссия смогла определиться с типом стандартного разъема для общедоступных зарядных станций лишь 24 января этого года (рассматривался еще «Тип 3» — вилка, предложенная EV Plug Alliance). Увы, вилка Mennekes, которую предложила в мае 2012 года Ассоциация европейских автопроизводителей, абсолютно несовместима с бытовыми розетками, так что без специальной «коробки» на стене не обойтись. Владельцам гаражей услуги специалиста-электрика вместе с необходимыми материалами обойдутся в приличную сумму денег. Европейцы, в теории, вольны заключить с электросбытовой компанией отдельный контракт на зарядку электромобиля. Тогда им могут установить «коробку» бесплатно, а также дать право пользоваться общедоступными зарядными станциями.

Четыре способа зарядки

Обычный кабель Зарядка аккумуляторов электромобиля от бытовой розетки с использованием обычного электрического шнура допускается только в частных домах при условии, что электропроводка рассчитана на ток силой 16 А. Прежде чем подключиться к розетке, рекомендуется вызвать специалиста, чтобы он проверил состояние проводки и подтвердил, что она выдержит зарядный ток высокой интенсивности и что в вашем доме предусмотрены все надлежащие меры защиты на случай перегрузки электросети и короткого замыкания. Согласно стандарту CEI EN 61851-1, такой способ обозначается как «способ 1».

Электронный блок Гораздо более высокий уровень безопасности при зарядке от бытовой сети обеспечивает «способ 2», предусматривающий использование кабеля с электронным блоком, который управляет процессом зарядки. Наиболее простые системы ограничиваются контролем наличия защитного проводника (то есть заземления), более сложные контролируют температуру вставленной в розетку вилки и в случае перегрева прерывают процесс зарядки. Кроме того, чтобы избежать подобных ситуаций, сам электронный блок позволяет ограничить силу зарядного тока.

Кабель для зарядки по «способу 2» от бытовой розетки: блок контролирует температуру вилки и может регулировать силу тока.

Специальный разъем Зарядка на станциях возможна только по «способу 3», то есть с использованием кабеля с особым разъемом. Изучив различные варианты, Европейская комиссия вынесла решение в пользу разъема Mennekes с семью контактами. Он позволяет заряжать аккумуляторы как от однофазной сети напряжением 230 В, так и от трехфазной напряжением 400 В, а сила тока может доходить до 64 А. Кроме того, обеспечивается обмен данными между электромобилем и зарядной станцией, что позволяет регулировать силу тока с учетом состояния аккумуляторов.

Быстрая зарядка Дома мы пользуемся переменным током, на зарядных станциях ток тоже переменный. Однако электромобили оборудованы выпрямителями, которые преобразуют его в постоянный, и только после этого ток подается на аккумуляторы. Но существуют станции сверхбыстрой зарядки по японскому стандарту CHAdeMO (по европейскому стандарту — «способ 4»), подающие на электромобиль ток силой до 200 А и напряжением 400 В. На них полная зарядка требует не более получаса. Однако для этого электромобиль должен быть дополнительно оборудован специальным разъемом.

Зарядка не спасет

Однако «коробка» — не единственная проблема. Например, если владелец электрокара решит поехать в гости, как он вернется домой? Где зарядит аккумуляторы? Варианты, конечно, есть: можно приобрести дополнительный кабель с вилкой под разъем Schuko (как у стиральных машин) на одном конце и под разъем электромобиля — с другой. На языке стандартов это называется «способ 1». В магазинах европейских стран, однако, на данный момент можно купить только кабель, оборудованный блоком управления, который контролирует процесс зарядки (так называемый «способ 2»).

Все эти сложности производители объясняют необходимостью обеспечить безопасность. В своем доме можно, конечно, подключить электромобиль к обычной бытовой розетке простым кабелем. Однако для начала лучше убедиться, что проводка выдержит ток требуемой интенсивности. Ведь проводка в гаражах рассчитана на небольшую силу тока и на ограниченное время работы потребителей. С ее помощью можно, например, пропылесосить салон, включить дрель или выносную лампу. Зарядка электромобиля — совсем другое дело: сила тока в этом случае может достигать 16 А, а потребляемая мощность — 3,7 кВт, и так на протяжении нескольких часов. Если сечения проводов будет недостаточно, они перегреются и спровоцируют короткое замыкание. В отсутствие необходимой защиты это может легко привести к пожару. Именно поэтому на общедоступных зарядных станциях действуют строжайшие меры предосторожности. Поскольку колонки, как правило, находятся под открытым небом и могут стать объектом внимания вандалов, к ним предъявляют ряд особых требований: герметичность, защищенность, блокировка вилки в розетке (чтобы кто-то посторонний не мог отключить электромобиль в процессе зарядки) и возможность обмена данными между зарядной станцией и электромобилем.

Заправься быстро

Для распространения электромобилей крайне важно обеспечить возможность подзарядки в пути, в том числе на шоссе и магистралях. В Италии, например, первый шаг в этом направлении сделали Nissan и компания Autogrill, установив на некоторых заправках колонку быстрой зарядки по стандарту CHAdeMO, которая при этом позволяет выполнять и стандартную зарядку переменным током. Вдобавок итальянские компании Eni и Enel подписали соглашение об оснащении заправочных станций колонками Fast Recharge для обычной и быстрой подзарядки от переменного трехфазного тока мощностью 43 кВт: «полный бак» электричества «набирается» всего за полчаса.

Максимум безопасности

Еще более суровые нормы предусмотрены для станций «суперзарядки», то есть с использованием потоянного тока по японскому стандарту CHAdeMO: аккумуляторы здесь полностью заряжаются всего за полчаса. Для этого существуют специальные станции, которых пока мало, преобразующие получаемый от сети трехфазный переменный ток в постоянный. Они уже оборудованы кабелем, который достаточно подключить к разъему электромобиля. Но «суперзарядка» доступна лишь для электромобилей, оборудованных специальным разъемом — на сегодняшний день это первый официально продаваемый на российском рынке электромобиль Mitsubishi i-MiEV и модель Nissan Leaf.

Проба руля: новый Nissan Leaf

Сегодня Leaf можно заказать даже с черным кожаным салоном. Опция Around View Monitor позволяет увидеть, что творится вокруг автомобиля.

Продано уже 58 000 экземпляров, из них 7000 в Европе. Со дня премьеры прошло два года, и вот Nissan Leaf начинает новую жизнь. «Теперь зарядка занимает вдвое меньше времени. Машина едет резвее, больше стал багажник, увеличился запас хода», — говорят представители Nissan. Самое заметное изменение — перенос зарядного устройства из багажника под капот, что позволило высвободить дополнительно 40 л объема (до 470 л). Но многие изменения не видны: электромобиль стал весить на 32 кг меньше, повысился КПД кондиционера (он потребляет на 70% меньше энергии), подправлены настройки руля, что заметно при езде:
пропала «пустота», водитель получает больше информации. Подвеску тоже перенастроили, крены в поворотах больше не мешают. Ускорение точно такое, какое и должен обеспечивать электромотор — если, конечно, на руле не нажата кнопка «Eco», которая «обрезает» мощность ради увеличения запаса хода, который в сертификационном цикле увеличился со 175 до 199 км. В реальных условиях заряд кончается заметно раньше, особенно в холодную погоду. Еще одна новинка — так называемый режим «B», обеспечивающий большую эффективность торможения электромотором и рекуперации энергии. Электромобиль доступен с батареями или без них в трех комплектациях. Производство развернуто на заводе в Великобритании на конвейере, где собирают Nissan Qashqai.

Проба руля: Renault Zoe

Zoe производится на заводе в городе Ален (Германия) — там же, где и Clio. Разъем для зарядки аккумуляторов запрятан как раз под большим фирменным ромбом.

Со светофора Zoe, первый электрокар Renault, построенный не на базе обычного автомобиля, срывается пулей. Он ловко скользит в городском трафике, а на магистрали способен разогнаться до 135 км/ч. Масса данного электромобиля удачно распределена между осями, поэтому с управляемостью проблем нет. Правда, подвеска не всегда должным образом фильтрует неровности. Renault заявляет запас хода в 100-150 км. Чтобы сэкономить энергию, можно перейти в режим «Eco»: в нем снижается мощность двигателя. Zoe компактный, но салон у него просторный. Водительское место удобное, отделка радует глаз, создавая впечатление высокого качества, хотя пластик жесткий. Из сильных сторон отметим, зает» мощность ради увеличения запаса хода, который в сертификационном цикле увеличился со 175 до 199 км. В реальных условиях заряд кончается заметно раньше, особенно в холодную погоду. Еще одна новинка — так называемый режим «B», обеспечивающий большую эффективность торможения электромотором и рекуперации энергии. Электромобиль доступен с батареями или без них в трех комплектациях. Производство развернуто на заводе в Великобритании на конвейере, где собирают Nissan Qashqai.