Электрические альтернативы: на что способно новое поколение гибридных авто

10.08.2017

Эра новых автомобилей уже наступила. Hyundai выпускает гибридные и электрические автосредства серии Ioniq по конкурентоспособной цене, Honda делает ставку на топливные элементы, BMW — на подключение автомобилей к единой информационной сети.

На городских улицах автомобили Hyundai кажутся незаметными «рабочими лошадками». С выходом на рынок моделей серии IONIQ положение должно измениться: в качестве самого экономного варианта выступает гибридная модель, конкурирующая с Toyota Prius, однако значительно более доступная (около 1,5 млн рублей). Полностью электрический IONIQ Electric также дешевле моделей i3, e-Golf или Nissan Leaf (базовая цена около 2,2 млн рублей). Наши специалисты уже протестировали оба варианта.
Hyundai: электромобиль, гибридный вариант и в скором времени — подключаемый гибрид

Сначала обратимся к IONIQ Electric: длина автомобиля 4,5 м, внешним видом он напоминает Toyota Prius и в целом производит впечатление совершенно заурядной машины. Задняя часть кузова оптимизирована с аэродинамической точки зрения, но не очень удобно выполнена с точки зрения движения задним ходом и совершения маневров. К счастью, серийные автомобили оборудованы камерой заднего вида. Весьма просторный салон вмещает пять человек, а объем багажника составляет 350 л — почти формат VW Golf. Благодаря этим характеристикам автомобиль подходит для повседневного использования, за исключением того факта, что требуется дополнительное пространство для двух зарядных кабелей (Schuko и Type 2). Их можно разместить в отсеках под полом багажного отделения.

Консервативная система индикации запаса хода IONIQ Electric никогда не обещает больше 200 км. Мы проехали 240 км

Приборная панель производит положительное впечатление качественными материалами отделки и удобным ЖК-дисплеем. В центральной консоли, начиная с комплектации Style, встроена практичная док-станция для смартфонов с возможностью беспроводной зарядки — например, серии моделей Samsung Galaxy. Мультимедийная система с комбинацией из сенсорного экрана и кнопочного управления выглядит немного устаревшей по сравнению с конкурентами (например, системами концерна Volkswagen). Интегрированная навигационная система с организацией маршрута в реальном времени на базе программы TomTom тоже не впечатлила нас в ходе тестирования.

Система подключения смартфона для телефонных звонков и передачи медиафайлов по Bluetooth работает без проблем. Для подключения устройств через Apple CarPlay или Android Auto необходимо использовать USB-кабель. Удовольствие доставляет в первую очередь навигация через Google Maps с отлично функционирующей системой голосового ввода и управлением службами потокового воспроизведения музыки (например, Spotify) непосредственно через сенсорный экран автомобиля.
К системам помощи Hyundai относятся серийная система адаптивного круиз-контроля, которая хорошо работает в условиях ровного дорожного полотна, но при быстром торможении движущегося впереди автомобиля просто отключается, подавая звуковой сигнал. Систему активного контроля полосы движения надежной мы бы тоже не назвали. Однако в целом IONIQ Electric представляет собой довольно заманчивое предложение.

При максимальной мощности 88 кВт (120 л. с.) и массе автомобиля 1,5 тонны модель IONIQ хотя и не летит как ракета, однако среди прочих участников дорожного движения держится достойно. Разгон от 0 до 100 км/ч за 9,3 с находится в пределах нормы, максимальная скорость 167 км/ч значительно превышает показатели конкурентов. Доступны три уровня управления рекуперацией, осуществляемого с помощью подрулевых переключателей «+» и «–». На третьем уровне происходит ощутимое замедление, будто вы резко переключились на две передачи ниже. На самом низком уровне IONIQ Electric продолжает мягко двигаться с минимальным сопротивлением, как при использовании современной АКПП с механизмом свободного хода. После каждого нового поворота ключа зажигания настройки сбрасываются, однако, несмотря на это, управлять рекуперацией удобно благодаря подрулевым переключателям.

IONIQ Hybrid с бензиновым двигателем можно отличить от электрической модели по решетке радиатора

Разумное применение рекуперации оправдывает себя: заявленный (согласно европейским нормам) пробег между подзарядками в 280 км на практике не достигается, однако его значение не так уж и мало. При умеренных температурах окружающей среды мы смогли бы проехать от 200 до 240 км (однако без использования системы обогрева и кондиционера). Благодаря этому «корейцы» находятся в лидерах конкурентной борьбы (если исключить из нее модели Tesla и Opel Ampera-e). Аккумулятор мощностью 28 кВт⋅ч заряжается до 80% на зарядных станциях с CCS-разъемами примерно за 40 минут. В собственном гараже доступен только переменный ток с мощностью не более 4,6 кВт, как и в большинстве зарядных станций Type 2. Полная зарядка при этом может длиться до десяти часов.

Космический корабль на колесах: Honda Clarity Fuel Cell с топливным водородным элементом выглядит весьма необычно

Визуально гибридную модель IONIQ можно отличить от электрического аналога только по решетке радиатора. Но есть и еще одно отличие: вместо бесступенчатой коробки передач в нем применена шестиступенчатая АКПП. Бензиновый и электрический двигатель совместно обеспечивают мощность 104 кВт (141 л. с.) и разгоняют автомобиль до 190 км/ч. Электродвигатель в одиночку едва ли обеспечит значительный пробег, однако даст существенное увеличение эффективности: в ходе тестирования мы израсходовали всего 4,5 литра бензина на 100 км пути. Обе машины заставляют нас с любопытством ждать выпуска ожидаемого подключаемого гибрида.

Honda: бак для жидкого водорода вместо аккумулятора

Цена не может быть аргументом в пользу нового поколения Honda Clarity: в США автомобиль с приводом на топливных элементах стоит $57 000 долларов (3,5 млн рублей), в Европе и России эта модель не продается. Несмотря на это, мы смогли прокатиться на новой Honda и оценить преимущества технологии, которая здесь используется.

Водородных заправочных станций для автомобилей на топливных элементах в Европе пока немного

Топливный элемент через буферный аккумулятор емкостью 1,7 кВт⋅ч обеспечивает питанием электродвигатель Clarity мощностью 125 кВт. Он работает как и в электромобиле, однако не бесшумно, так как происходит газообмен под давлением: автомобиль негромко шипит при движении. Заправка бака жидким водородом под избыточным давлением 700 бар происходит в течение трех минут; запас хода составляет от 400 до 500 км. Таким образом, Clarity отлично подходит для повседневной демонстрации возможностей водородных приводов. Если когда-нибудь классические ДВС полностью запретят, то водород, добываемый из возобновляемых источников энергии, сможет обеспечить преодоление больших расстояний.

BMW: автомобили, подключенные к сети данных

В гибридных BMW 5-й серии относительно подключения к сети данных и систем помощи водителю концерн пускает в ход все средства

Из новой 5-й серии пока доступны только автомобили с классическим ДВС. Несмотря на это, мы пристально изучили модель BMW 530d xDrive, в которой предлагаются наиболее отточенные системы объединения в общую сеть и системы помощи водителю: например, индикаторы свободных парковочных мест в навигационной системе и парковка с помощью системы дистанционного управления, встроенной в ключ зажигания.
Система парковки без участия водителя работает существенно быстрее, чем в модели E-класса производства компании Daimler.

Рекомендации по ограничению скорости выводятся на проекционный дисплей. Водитель может их подтвердить или опровергнуть

Так же хорошо, как у конкурентов из Штутгарта, действуют и системы обеспечения безопасности: BMW весьма надежно распознает полосу движения, точно определяя участки дорожных работ на магистралях, выдает предупредительные сигналы перед перекрестками, движение на которых водитель может не видеть, а также полностью берет на себя управление в режиме «старт-стоп». Впечатляющим при этом является то, насколько редко возникают ошибки в многочисленных системах.

BMW интегрирует сервис Apple CarPlay так, что рядом с приложениями iOS может, например, отображаться система навигации

Синхронизация информации карт (на основе данных сервиса Here Maps) и безошибочное распознавание дорожных знаков обеспечивают базу для оптимальной работы круиз-контроля, а вот автоматическое включение скоростных ограничений, которое уже реализовано в Daimler и Audi, пока отсутствует в BMW. Возникающие изменения ограничений скорости лишь отображаются на проекционном дисплее и могут быть подтверждены рычажком на руле. Тем не менее перемещение рычажка в неверном направлении повлечет за собой сохранение прежней скорости вместо снижения. Что касается сервиса Here Maps, то навигация в режиме реального времени функционирует пока не безошибочно (и хуже, чем Google Maps).

Ключ от автомобиля с сенсорным экраном управляет открытием и закрытием дверей, климат-контролем, функцией парковки и т. п.

Запросы на подключение к общей сети через Android Auto не принимаются: в отличие от iPhone, которые могут обмениваться данными по беспроводной сети через приложение CarPlay, смартфоны под управлением Android не принимаются во внимание (по данным BMW — из соображений конфиденциальности). В отличие от E-класса, CarPlay не требует для себя весь дисплей: функции автомобиля и смартфона могут отображаться параллельно друг с другом.

Служба Connected Service работает как Google Now

Под названием Connected компания BMW объединяет через смартфон в единый блок контакты, адреса, записи в календаре и навигационные данные: адреса автоматически отображаются как пункты назначения, в случае пробок на дорогах смартфон напоминает о необходимости выехать заранее, почти точно так же, как Google Now. Таким образом, автомобиль становится движущимся информационным центром, впрочем, весьма дорогим: полное оснащение электронными системами увеличивает цену модели 530d почти до 5,7 млн рублей.

ФОТО: Hyundai; Sebastian Viehmann; Linde; Josef Reitberger