Цифровые технологии в автомобилях завтрашнего дня

01.11.2012

Концепт-кары будущего проходят испытания уже сегодня, однако многие вопросы обеспечения безопасности пока остаются открытыми.

Концепт-кары будущего проходят испытания уже сегодня, однако многие вопросы обеспечения безопасности пока остаются открытыми. Первые лица Google Эрик Шмидт, Ларри Пейдж и Сергей Брин в беспилотном автомобиле Интернет-компании. Недавно Google получила разрешние тестировать подобные машины на федеральных дорогах США Немного статистики

1000 Примерно столько микрочипов сегодня установлено в автомобиле среднего класса. Водитель об этом зачастую даже не подозревает, поскольку большая часть микросхем спрятана в электронных системах управления двигателем и их работа не сопровождается активацией каких-либо индикаторов. Однако мощные бортовые компьютеры и большие информационные дисплеи сегодня являются своего рода приманкой для потенциальных покупателей новых автомобилей. Например, конструкторы Audi делают ставку на модульные системы, чтобы с минимальными затратами производить замену быстро устаревающих компонентов. Как бы то ни было, компьютерные бортовые системы следующего поколения должны обладать вычислительной мощью современного мультимедийного ноутбука.

120 Такое количество автомобилей, оснащенных системами безопасности нового поколения, с лета 2012 года проходят обкатку в окрестностях города Франкфурта — основного европейского полигона для тестирования в реальных условиях технологий коммуникаций между машинами под кодовым именем Car-to-X (C2X). Системы оповещения и безопасности, которые уже сегодня используются в автомобилях BMW, помогают водителю в пробках, а в критических ситуациях берут управление на себя. В будущем подобные транспортные средства, объединенные в сеть, смогут «общаться» и друг с другом, и с элементами дорожной инфраструктуры. Такая система поможет точнее и своевременнее, чем любое навигационное устройство, информировать водителя об опасности. А в ближайшие десять лет, возможно, управление автомобилем будет передано компьютеру полностью. В штате Невада (США) в мае текущего года была выдана первая лицензия на право использования машины без водителя, и ее владельцем стала компания Google. В Европе техническими возможностями подобных систем занимается несколько консорциумов, которые проводят испытания в рамках проекта simTD. Не позднее 2015 года на основе экспериментов будет накоплено достаточное количество данных, чтобы вывести на рынок технологию C2X и гарантировать автовладельцам безопасность.

В 2010 году американским ученым через систему бесключевого доступа удалось подключиться к автомобилю и вызвать появление ложной информации на его приборах. В США палата представителей конгресса, вероятно, примет решение об установке в транспортных средствах с 2015 года черных ящиков, подобных тем, что используются в авиации. Они будут протоколировать не менее 15 параметров работы автомобиля. Кроме того, с увеличением степени оснащения машин современной электроникой выявление виновного в ДТП значительно усложняется. В Европе же консорциум Car-2-Car Communication занят проблема-ми безопасности и юридическими вопросами, которые необходимо решить, прежде чем новые технологии будут предложены массовому рынку.

Планы производителей

Управление Из-за наличия большого количества индикаторов и электронных приборов в современном автомобиле человек за рулем сталкивается с проблемой: он либо чрезмерно отвлекается от дорожной обстановки, что не способствует безопасному вождению, либо всецело полагается на пока еще неидеальную автоматику. Облегчить контроль и взаимодействие с машиной, по словам представителя концерна Audi, должно интуитивное использование приборов и максимально простое управление автомобилем.

Концепции информационной безопасности Многие грядущие технологии будут функционировать за счет того, что автомобили, объединенные в общую сеть, начнут «общаться» между собой. В связи с этим все большее внимание уделяется защите персональной информации. Представитель компании Volkswagen в интервью CHIP сказал: «Совместно с другими автопроизводителями мы предотвращаем атаки на компьютерную «начинку» автомобиля, а также саму возможность ведения слежки за машинами в единой сети».

Индивидуализация В ситуации, когда на водителя во время движения обрушивается большой объем информации, важным следует считать наличие фильтров, которые позволяют отсеивать ненужные ему данные. Системы распознавания речи, подобные тем, что имеются в смартфонах, развиваются сегодня ускоренными темпами, но они будут применяться лишь там, где это действительно целесообразно. «Нашей целью не является внедрение автоматизации ради самой автоматизации», — заявляет представитель компании BMW.

Экономичность Концепция под названием Green Driving, в рамках которой автомобили наносят минимум вреда окружающей среде, стала всеобъемлющим трендом, который продвинется вперед еще дальше благодаря интеллектуальным системам помощи водителю. По мнению инженеров компании Daimler, включение автомобилей в единую сеть позволит снизить выбросы выхлопных газов и уменьшить количество пробок на дорогах. А умные ассистенты водителей, оптимизирующие ускорение и торможение, помогут сэкономить и семейный бюджет.

Что должна уметь машина будущего

Автомобиль будущего сможет самостоятельно принимать решения и связываться с другими участниками дорожного движения по беспроводным сетям. Водитель, если только он вообще будет в состоянии вмешиваться в процесс управления, будет указывать машине на скрытые источники опасности. Позволит ли это человеку расслабиться за рулем — пока еще предмет исследования ученых.

Больше информации Новые проекционные дисплеи будут размещаться в поле зрения водителя. Они станут в полноцветном режиме показывать предупреждения, дорожную обстановку и расстояния до препятствий.
Объединение дисплеев Смартфон синхронизируется с бортовым компьютером автомобиля, а сам гаджет заряжается без провода при помощи индукционного зарядного устройства.
Технология Car-To-X Благодаря новому стандарту беспроводных сетей IEEE 802.11p автомобиль превратится в информационный центр на колесах. Все сведения о маршруте будут передаваться в специализированную сеть для обмена с другими участниками дорожного движения и окажутся доступными на расстоянии нескольких сот метров вокруг движущегося автомобиля.
Автомобиль без ключа Смартфоны с модулем NFC берут на себя функции ключа и отдают машине команды на регулировку водительского сиденья и воспроизведение нужного контента бортовой мультимедийной системы.
Автомобиль без водителя Помощник при движении в пробках тормозит и ускоряет машину самостоятельно. Водителю остается следить за его работой и вмешиваться лишь в случае опасности.
Радиотрансляционные указатели

«Умные» дорожные указатели сообщают важную для участников движения информацию о том, что ждет их впереди: туман, гололед, заторы или необходимость снизить скорость. Машина автоматически реагирует на эти указания.

Зеленый коридор

Светофоры информируют о времени, оставшемся до следующего переключения сигнала. Автомобиль вычисляет подходящую скорость движения, чтобы водителю не пришлось тормозить на каждом перекрестке.