Блокировка рекламы: две стороны одной медали

03.07.2015

Идея о том, что на интернет-рекламе можно неплохо заработать, возникла практически тогда же, когда и сама всемирная Сеть. Очень скоро паблишеры создали на ее основе успешную индустрию, но совсем позабыв, при этом, об интересах самой пользовательской аудитории. Сегодня, чтобы добраться до нужного контента, нам приходится смотреть ненужные промо-ролики, лавировать между десятками мигающих таргетированных баннеров, остерегаться фишинга и вредоносных [...]

Идея о том, что на интернет-рекламе можно неплохо заработать, возникла практически тогда же, когда и сама всемирная Сеть. Очень скоро паблишеры создали на ее основе успешную индустрию, но совсем позабыв, при этом, об интересах самой пользовательской аудитории.

Сегодня, чтобы добраться до нужного контента, нам приходится смотреть ненужные промо-ролики, лавировать между десятками мигающих таргетированных баннеров, остерегаться фишинга и вредоносных объявлений.

Не сразу, но решение было найдено с возможностью расширять баузеры специальными инструментами. В большей степени, для экономии дорогого интернет-трафика, на помощь пользователям пришли  блокировщики рекламы. Однако, сами разработчики таких приложений, представляют свои инструменты несколько с другой точки зрения.

Представители Adblock Plus, например, оценивают все объявления в Интернете с позиций разработанной ими же концепции допустимой рекламы. Она распространяется на объявления в вебе, но в будущем появится отдельный документ, регламентирующий и мобильную рекламу.

Пока его нет, разработчики рекомендуют руководствоваться общими правилами. Образцовыми они считают статичные объявления без анимации, звуков и прочих отвлекающих элементов, не перегруженные ссылками и не загораживающие основной контент.

Принципиально важно, чтобы нередакционные материалы от спонсоров были помечены, как рекламный материал. Нередко в общем информационном потоке пользователь просто не идентифицирует рекламу и не замечает, как паблишеры навязывают ему ценность определенных товаров и услуг.

Как сортируются рекламные объявления?

На основе правил концепции в ABP создана система фильтров. С их помощью расширение вычисляет назойливую и потенциальную опасную рекламу еще на сервере и не дает ей загрузиться в браузер. Два списка фильтров включены в сервис по умолчанию: список приемлемой рекламы и блокировки с учетом языковых настроек в браузере.

Остальные списки пользователь может создать сам, в том числе для блокировки слежения и вредоносных элементов. Объявления, которые не проходят этот «фейсконтроль», автоматически попадают в черный список.

Если паблишер (владелец сайта) хочет быть уверен, что целевая аудитория увидит его рекламу, он может по каждому конкретному объявлению направить в Adblock Plus запрос на добавление его в белый список. Если проверка подтвердит соответствие всем критериям концепции, эта реклама не будет блокироваться для большинства пользователей.

Многим паблишерам такая цепочка согласований кажется слишком сложной и  вообще ненужной, и они в буквальном смысле слова объявляют блокировщикам войну. К их лагерю примыкают владельцы площадок и сайты, для которых реклама является основным источником дохода.

Их можно понять: по данным исследования,  проведенного Adobe и PageFair, в прошлом году аудитория блокировщиков составила 144 млн. человек, то есть 5% от общего числа интернет-пользователей.

Паблишеры усложняют жизнь пользователям ABP

Стремясь перекрыть блокировщикам кислород, паблишеры и сайты решаются на весьма смелые эксперименты.

Например, они принудительно затемняют или высветляют пользователям ABP фон страниц настолько, что их становится невозможно просматривать.

Одним из первых такую тактику применил портал Sports.ru: всем, у кого был установлен блокировщик, один раз в день показывался большой незакрывающийся баннер, а контент окрашивался сепией.

Затем этим пользователям вообще запретили просматривать видео на сайте.

В результате порядка 20% аудитории, использующей ABP, его отключили.

Похожей политики в отношении блокировщиков с декабря прошлого года придерживается The Village.

Против запрещения рекламы выступает и интернет-издание «Цукерберг Позвонит»: одно время пользователям сайта с ABP вместо обычных баннеров демонстрировались баннеры с призывом выключить блокировщик.

Но дальше всех в этом вопросе пошел видеосервис Rutube: тем, у кого установлен Adblock Plus, он показывает видео в худшем качестве, чем остальной части аудитории.

Легально или нелегально?

Однако некоторым компаниям этого мало — они подают иски в суд, требуя запретить ABP, аргументируя это тем, что блокировщик якобы действует нелегально, представляет потенциальную угрозу для их бизнеса и нарушает свободу прессы.

Например, именно так поступили немецкие издательства Handelsblatt и Zeit Online, которых не устроила политика ABP в отношении объявлений на их веб-сайтах.

Региональный суд Гамбурга рассматривал дело в течение четырех месяцев, после чего постановил, что деятельность ABP является абсолютно законной, и пользователи сами должны решать, использовать этот сервис или нет.

Это не единичный случай: на ABP подавали в суд и другие крупные медиакомпании и издательства.

Найти компромиссное решение

Самое страшное в этой войне то, что на линии огня находятся обычные пользователи. Единственный способ ее прекратить — прийти к рекламному компромиссу, который есть не что иное, как следование концепции допустимой рекламы. Разработав ее, блокировщики пошли навстречу паблишерам, теперь дело лишь в ответном шаге.

Фото: компании-производители

Источник: Adblock Plus