Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора: какое выбрать, как применять

18.12.2018

Зима, холода, одинокие дома… и вы с «крокодилами» посреди Среднерусской равнины, а кругом метель, и ваша машина постепенно превращается в постапокалиптический сугроб. Конечно, эта картина вряд ли станет суровой правдой жизни, если вы живете в большом городе, но факт остается фактом: в нашем климате зарядка для АКБ — вещь необходимая.

Весьма глупо встать посреди дороги с разряженным аккумулятором или приехать в гости на своей машине, а потом решать вопрос с тем, у кого бы «прикурить». Однако большинство начинающих автолюбителей попадали в такую ситуацию, причем иногда не раз и не два. Как уберечь аккумулятор своей машины и свою нервную систему — от истощения? Ответ простой: надо следить за уровнем заряда в АКБ и иметь в хозяйстве зарядное устройство. Какие же они бывают и как их выбирать?

Все мы знаем, что в нормальном режиме аккумулятор подзаряжается от генератора время поездки, но зачастую, особенно, если вы ездите по городу на небольшие расстояния, этого бывает категорически мало. Один раз в полгода — с такой частотой следует заряжать свой аккумулятор городским автолюбителям, иначе их шанс в какой-то момент остаться без машины возрастает. Одну из зарядок стоит приурочить к наступлению холодов. Только представьте: вы включите сразу несколько мощных потребителей (обогревы сидений, стекол, зеркал, фары). В пробках на небольших оборотах двигателя мощности генератора может и не хватить для того, чтобы «прокормить» такое количество пожирателей энергии.

Необходимость подзарядки возникает и если ваш автомобиль долго стоит без движения на холоде, например, вы уехали в командировку или вовсе не ездите зимой. Лучше, конечно, такого не допускать, потому что глубокая разрядка аккумулятора вредна и несколько таких циклов обычно приводят к окончательной гибели устройства, но именно зарядка поможет вам восстановить его работоспособность, если это вообще возможно.

С чего начать

В первую очередь, надо разобраться с типом АКБ на вашем автомобиле. Это очень просто, достаточно посмотреть параметры аккумулятора на его корпусе или на сайте производителя авто. «Мурзилка», то есть, руководство пользователя, тоже подойдет.
Аккумуляторы для автомобилей сегодня могут быть следующих типов: WET, AGM, GEL. В первых электролит находится в жидком виде, во вторых им пропитано стекловолокно, а в третьих, наиболее современных, в виде геля.

Поскольку, аккумуляторы WET сегодня установлены в подавляющем большинстве автомобилей, то именно о них мы и будем рассказывать. AGM и GEL — варианты для дорогих автомобилей, оснащенных сложной электроникой. Что же касается WET, то это аккумуляторы со свинцовыми электродами в водном растворе серной кислоты.
Кроме типа АКБ следует также поинтересоваться номинальным напряжением аккумулятора. Сегодня батареи для легковых машин в основном работают с напряжением 12 вольт. Следующим шагом необходимо выяснить номинальное значение емкости вашего аккумулятора. Обычно его можно посмотреть на наклейке батареи — эта величина измеряется в ампер-часах (Ач). Теперь вы знаете почти все, чтобы выбрать хорошее зарядное устройство для АКБ.

Выбор зарядного устройства для автомобильного аккумулятора

Первый параметр, который необходимо учитывать, выбирая устройства для аккумулятра, это их предназначение. Есть три разных типа: зарядные, пуско-зарядные и пусковые. Тут, в принципе, все понятно: первые выполняют только функции зарядки, последние созданы для запуска двигателя, вторая группа может с успехом выполнять обе эти задачи. Кроме того, бывают также портативные зарядные устройства для автомобильного аккумулятора, которые могут пригодиться, если вам нужно запустить двигатель при севшей АКБ в «степи глухой», где нет розеток.
Разумеется, пуско-зарядные устройства кажется более рациональным приобретением, хотя и стоят дороже. Но для функции запуска двигателя такому девайсу необходимо питание. Если вы живете в частном доме или у вас есть электрифицированный гараж, вполне можно купить и пуско-зарядное устройство, в остальных случаях достаточно обычного зарядного.

Зарядки для автомобильных аккумуляторов тоже бывают разные, а точнее, импульсные и трансформаторные. Вторые обычно больше по размерам, поскольку в них применена схема из трансформатора и выпрямителя. Для обычного бытового использования несколько раз в год удобнее применять импульсные ЗУ: более современные, надежные и компактные.

На что еще обратить внимание

Следующим моментом, на который следует обратить внимание при покупке зарядного устройства, это ток, при котором происходит процесс. Оптимальной является ситуация, когда ток выставляется на 0,1*С, где С ─ емкость АКБ. Таким образом, если в вашем автомобиле установлена батарея емкостью 62 Ач, ток зарядки для нее должен не превышать 6,2 А. А вот меньше можно, но зарядка будет растянута во времени.

Сегодня во многих зарядных устройствах предусмотрен режим быстрой зарядки, известный как Boost. Он нужен, когда вам нужно быстро дать аккумулятору заряд, достаточный, чтобы запустить мотор авто. Это происходит за счет того, что на АКБ подается достаточно мощный ток и процесс зарядки таким образом становится быстрее, однако, хотя достичь желаемого можно в таком режиме Зарядные устройства в этом режиме выдают увеличенный ток зарядки и процесс ускоряется. В таком режиме примерно за 15─20 минут можно зарядить батарею достаточно для пуска мотора. Однако часто применять этот режим не следует, поскольку для аккумулятора это просто-напросто вредно.

Однако и в режиме Boost ток, подаваемый на АКБ, не должен превышать стандартное значение больше, чем на 30%.

Итак, наша задача при покупке найти такое зарядное устройство, чтобы ток зарядки был чуть повыше, чем по оптимальному расчету. Тогда и ЗУ будет работать в рамках своих возможностей, и аккумулятор будет хорошо заряжаться. Самые простые модели зарядных устройств имеют ручную регулировку силы тока, но большинство все же умеют работать в автоматическом режиме. И выбирать нужно именно такие. Именно одно из них может заслужить лавры как лучшее зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.

Автоматические ЗУ обычно имеют защиту от неправильного подключения — на случай, если вы перепутаете клеммы. С ними все просто: подсоединили аккумулятор, включили в сеть (или кнопкой) и ждете, пока процесс закончится. Электроника сама регулирует силу тока для оптимальной зарядки.

Режим десульфатации

Это очень полезная функция зарядных устройств, которой не стоит пренебрегать, поскольку при неблагоприятных погодных условиях или после глубоких разрядов на пластинах аккумулятора образовываются сульфаты серной кислоты, а плотность электролита при этом падает. Как следствие, снижается и емкость электролита. Чтобы восстановить эту характеристику, можно использовать режим десульфатации .
По сути, это специальные циклы заряда — разряда. Ставите АКБ на зарядку, а ЗУ — в режим десульфатации, и вся этак конструкция работает и работает — обычно, несколько дней. В процессе сульфаты уничтожаются, а пластины очищаются, емкость аккумулятора восстанавливается. Надеемся, что этот материал помог вам определиться с тем, каким должно быть зарядное устройство для автомобильного аккумулятора: как выбрать его и как им пользоваться.

Рейтинг зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов

Чтобы вам было проще приобрести такое полезное устройство, как ЗУ для автомобильного аккумулятора, мы подобрали Топ-5 наиболее надежных и фунциональных зарядок, это, несомненно лучшие зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов 2018-2019 гг.

TELWIN NEVADA 15 110Вт 12/24В 9/4.5А 2.5кг

Это относительно недорогое зарядное устройство от проверенного производителя, специализирующегося именно на разработке пуско-зарядной техники. ЗУ выдает ток от 4,5 до 9А и может работать в двух режимах напряжения: 12 и 24 вольта, подходя таким образом и для легкового, и для грузового автомобилей. Кроме того, девайс защищен производителем от перегрузок и того, что будущий хозяин перепутает полярность клемм.

Стоимость этого устройства составляет 4,5 тыс. рублей.

Battery Service Expert PL-C010P

Немного более дорогое зарядное устройство — Battery Service Expert PL-C010P отличается простотой и универсальностью. Главная особенность здесь — возможность выбора максимального зарядного тока, таким образом разрешая дискуссию о том, как лучше заряжать аккумулятор: постоянно регулируя ток вручную или же положившись на автоматику. Здесь вы можете выбрать любой режим. ЗУ дает возможность выставить разные значения зарядного тока: 2,5, 6 и 10 А. При этом для каждого из значений предусмотрены автоматические программы: восстановление, объемный заряд, абсорбция заряда, режим хранения и циклы для батарей AGM, зарядка в мороз. Благодаря такой гибкости достигается широкий емкостей аккумуляторов — от 5 А·ч до 230 А·ч.

Стоимость такого зарядного устройства стартует от 7 тыс. рублей.

Bosch C3

Это устройство — также от проверенного производителя, хоть и собрано в Китае, но не обманывает ожиданий. Bosch C3 заряжает АКБ с максимальным током 3,8 А, при этом емкость заряжаемых аккумуляторов может составлять от 1,2–120 А·ч.

Производитель предлагает несколько автоматических режимов работы устройства.
Сюда входят режим заряда батареи 6 В. Заряд производится током 0,8 А до напряжения на клеммах 7,2 В; режим заряда аккумулятора небольшой емкости (до 14 А·ч). Заряд производится током 0,8 А до напряжения на клеммах 14,4 В, а также режим заряда батарей большой емкости (свыше 14 А·ч), заряд холодной батареи или батареи AGM. Кроме того, имеются режимы импульсного заряда и постоянного подзаряда, которое включается после окончания режима заряда.
К минусам этого устройства относится лишь то, что оно не может все же зарядить глубоко разряженный аккумулятор.
Стоимость устройства составляет около 3,5 тыс. рублей

«Автоэлектрика» Т-1051

Это исключительное в своем роде ЗУ, полностью разработанное и собранное в России. Оно и внешне отличается от прочих, имея свою логику работы, оригинальную конструкцию и даже цвет.Максимальный зарядный ток здесь составляет 9 А, минимальный – 0,1 А. Емкости АКБ, с которыми может работать данная модель, – от 6 до 240 А·ч. Для всех режимов работы используется технология заряда, называемая «4П» (процедура последовательных пропорциональных приращений). Устройство умеет работать в трех режимах: нормальный заряд батареи 12В, ускоренный заряд и режим реанимации. Если говорить о защиты, то производитель предусмотрел здесь переполюсовку и КЗ. К минусам здесь смело можно отнести эргономику и металлический корпус, все же такое решение — прошлый век, а также то, что ЗУ надопо икончании заряда отключать от аккумулятора. К плюсам, бесспорно, относится способность поднять аккумулятор из глубокого разряда.
Стоимость этой зарядки составляет около 4 тыс. рублей.

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Это устройство просто необходимо для автолюбителя, который много ездит зимой.

Читайте также: 

Фото: компании-производители, pixabay