Переходим на «зеркало»

Что выбрать — удобную и компактную цифровую «мыльницу» или громоздкую, но обещающую хорошее качество снимков «зеркалку»? Стоит ли вообще переходить на «взрослую» технику? Мы расскажем, в каких случаях имеет смысл предпочесть первый вариант и с чем придется столкнуться последователям второго.

(1) Левый снимок сделан цифровым фотоаппаратом класса ультразум, правый — «зеркалкой» среднего уровня. (1) Левый снимок сделан цифровым фотоаппаратом класса ультразум, правый — «зеркалкой» среднего уровня.

(2) Разница становится очевидной при увеличении фрагментов. И это при том, что на ультразумной камере были включены достаточно серьезные встро­енные механизмы обработки снимка. (2) Разница становится очевидной при увеличении фрагментов. И это при том, что на ультразумной камере были включены достаточно серьезные встро­енные механизмы обработки снимка.

(3) Четкие объекты, расположенные на раз­ных расстояниях от фотографа, лучше всего получаются у «мыльниц». На этом снимке резкими получились и луна, и бревна, и даже костер вполне реалистичен. (3) Четкие объекты, расположенные на раз­ных расстояниях от фотографа, лучше всего получаются у «мыльниц». На этом снимке резкими получились и луна, и бревна, и даже костер вполне реалистичен.

(4) Портретные снимки, выполненные «зеркалкой», смотрятся намного эффектнее из-за красиво размытого заднего фона, что достигается установкой малого диапазона резкости. (4) Портретные снимки, выполненные «зеркалкой», смотрятся намного эффектнее из-за красиво размытого заднего фона, что достигается установкой малого диапазона резкости.

(5) Цифровые зеркальные камеры ценятся за то, что могут быть сконфигурированы для каждой конкретной зада­чи путем подбора соответствующего объектива. (5) Цифровые зеркальные камеры ценятся за то, что могут быть сконфигурированы для каждой конкретной зада­чи путем подбора соответствующего объектива.

(6) Необработанный снимок RAW-формата, сделанный ультразумной «мыльницей», позво­ляет достичь лучших результатов в отношении шумов. Но до уровня «зеркалки», даже при при­менении оптимального фильтра в фоторедак­торе, компактной камере далеко. (6) Необработанный снимок RAW-формата, сделанный ультразумной «мыльницей», позво­ляет достичь лучших результатов в отношении шумов. Но до уровня «зеркалки», даже при при­менении оптимального фильтра в фоторедак­торе, компактной камере далеко.

(7) Результат творческого подхода. Эти снимки сделаны обычной цифровой «мыльницей». Нужно ли вам большее? (7) Результат творческого подхода. Эти снимки сделаны обычной цифровой «мыльницей». Нужно ли вам большее? Споры о том, какая фотокамера лучше, звучат столько времени, сколько вообще существуют фотоаппараты. При этом любой производитель пытается доказать пользователю, что предложенный им набор функций — это единственное достойное решение. Но следует понимать, что цифровую фототехнику нельзя оценивать по примитивной шкале «круто — не круто». И зеркальные камеры, и «цифромыльницы» имеют право на существование, так как каждый из этих классов ориентирован на выполнение своих задач, причем довольно специфических.

К примеру, для того чтобы оперативно запечатлеть неожиданную ситуацию, в которой сюжет важнее, чем качество, больше подойдет компактная фотокамера: ее можно всегда носить с собой и быстро привести в готовность к съемке. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что большинство кадров, использующихся при создании популярных в Сети «демотиваторов», снимается либо на компактные цифровые фотоаппараты, либо и вовсе на камеры сотовых телефонов.

А вот качественных фотографий подобного жанра, снятых зеркальной техникой, — единицы, и авторство большинства из них принадлежит профессионалам. И это при том, что на сегодняшний день серьезная фототехника уже достаточно распространена среди простых пользователей.

Такая ситуация объясняется тем, что «зеркалка», несмотря на все свои преимущества, обладает еще и рядом потребительских недостатков, о которых мы расскажем в отдельном блоке «Пять причин не связываться с «зеркалкой».

Главные козыри

Если вы еще не забежали вперед и не испугались перечисленных затруднений, с которыми придется столкнуться владельцу зеркального фотоаппарата, значит, вы действительно созрели для перехода на более сложную технику. Для начала рассмотрим, что получает пользователь, приобретая камеру более высокого класса.

Самое главное — это, конечно, приличное качество фотографий и огромные возможности для творчества. В большинстве случаев, когда привычная «мыльница» не способна достойным образом запечатлеть тот или иной сюжет из-за недостаточной освещенности, зеркальная фотокамера отлично справляется с поставленной задачей. Это возможно благодаря большому физическому размеру фотосенсора, мощному процессору камеры и высокой светосиле даже штатного («китового») объектива.

При этом большое фокусное расстояние оптики позволяет достичь малого диапазона резкости и за счет этого акцентировать внимание на конкретном объекте, а фон сделать размытым. В результате фотопортреты и макроснимки получаются особенно красиво.

Но у данного свойства зеркальных камер есть и обратная сторона: тем, кто привык иметь дело с «мыльницей» и получать все объекты в кадре резкими, будет непросто достичь этого с новым устройством. Так, при съемке человека на фоне достопримечательности с помощью «зеркалки» задний план получится размытым, если не прибегнуть к специальным приемам. При этом многое зависит от параметров камеры и объектива. Например, получить четкий снимок с подобным сюжетом, на котором и человек, и фон окажутся в фокусе, позволяет дополнительное применение специальной полулинзы для объектива.

Новые понятия и навыки

Итак, чему же в первую очередь необходимо научиться обладателю цифровой зеркальной фотокамеры? Для начала следует освоить новые понятия, чтобы легче было воспринимать информацию о фототехнике и общаться с продавцами в магазине. В частности, придется забыть понятие «кратность зума», заменив его параметрами объектива. Для кого-то могут стать новыми и такие выражения, как «глубина резкости», «диафрагма» или «выдержка».

Новичкам, помимо практических тренировок, мы можем посоветовать не полениться и поискать полезную информацию в Интернете. Например, весьма подробный и очень доступный материал о параметрах и терминах, применяемых в фотографии (в том числе цифровой), можно найти по адресу www.afanas.ru/video/photo.htm.

Если вы пока не готовы справиться с таким объемом информации, можно первое время снимать в автоматическом режиме. Но так вы вряд ли используете весь потенциал своей камеры: это равносильно покупке космического корабля для поездок за хлебом на соседнюю улицу. Большая часть возможностей зеркального фотоаппарата, в отличие от «мыльницы», доступна только из ручных режимов.

Весь фокус — в оптике

Еще одной не очень приятной неожиданностью для новичков может стать тот факт, что вряд ли удастся обойтись одним объективом. В отличие от компактных решений, корпус и объектив у «зеркалок» — два отдельных устройства. Причем со временем фотографы начинают понимать, что первоочередную роль в получении качественного снимка играет именно оптика. В большинстве случаев расценки на объективы превышают стоимость корпуса. При этом их можно (а для некоторых задач — даже необходимо) менять.

Если вы едете фотографировать, например, птиц в условиях дикой природы, вам не обойтись без телеобъектива («телевика»). Планируете снимать тесные интерьеры — поставьте сверхширокоугольную оптику (в просторечии — «рыбий глаз»).

Объективы легко докупить в любой момент благодаря стандартизации их креплений у каждого отдельного производителя. Можно реализовать и экзотические схемы, подключая оптику от Nikon к корпусу Canon при помощи специального переходника.

Таким образом, у человека, увлеченного цифровой фотографией, не будет проблем с тем, на что потратить лишние деньги.

RAW все стерпит

Еще одной особенностью зеркальной фотосъемки является использование формата RAW. Он предоставляет практически неограниченные возможности, особенно когда речь идет о художественной фотографии, а не простых снимках на память, которые обычно делаются в отпуске на пляже. Вы можете использовать специфический цветной фильтр или, например, подправить баланс белого. Эти операции вполне применимы и к уже «сведенному» снимку, но при объединении картинок часть информации неизбежно теряется, из-за чего на некоторых кадрах баланс белого, выровненный в RAW, выглядит субъективно лучше, чем при редактировании JPEG-варианта. Кроме того, при съемке в RAW для подавления неизбежных цифровых шумов можно использовать мощный процессор компьютера, а не ограниченные ресурсы камеры.

Кстати, бытует мнение, что в «мыльницах» RAW недоступен неслучайно. Учитывая физический размер матрицы и малое количество света, проходящее через весьма скромный по габаритам объектив, соотношение сигнала и шума на матрице (то есть в RAW-данных) у подобных аппаратов достаточно высокое.

Таким образом, на этапе преобразования снимка в пользовательский формат программное обеспечение не просто объединяет три одноцветных кадра, а еще и фильтрует шумы. Если «вытащить» такой RAW и попытаться что-то сделать с ним на компьютере, некоторые огрехи получится убрать, но вынужденное применение алгоритмов шумоподавления сведет на нет часть преимуществ. Это мнение не далеко от истины, но даже в ультразумных «мыльницах» RAW может быть полезен, не говоря уже о зеркальных камерах.

Но если этот формат и в самом деле столь хорош, почему же цифровые камеры предлагают сохранять снимки в JPEG? Ответ прост: дело в том, что далеко не всем и не всегда хочется заниматься обработкой каждого кадра, не во всех случаях требуется идеально выровненный баланс белого или применение художественных фильтров. Кроме того, RAW-кадры имеют намного больший объем (до десяти раз по сравнению с JPEG), а значит, гораздо быстрее расходуют свободное место на флеш-карте.

Вывод

Приобретение любой техники предполагает получение определенных новых навыков. И если компактные камеры предоставляют некоторую свободу в обращении и требуют лишь минимальных познаний в области фотодела, то владение зеркальным цифровым фотоаппаратом несовместимо с таким подходом.

Несмотря на более высокую цену, при отсутствии должного опыта он может выдавать снимки даже худшего качества, чем «мыльница». Поэтому ленивым пользователям мы не можем рекомендовать переход на «зеркалку». А вот тем, кто считает себя аккуратным, творческим и терпеливым, смена фототехники поможет повысить уровень мастерства и качество снимков.

Где теряется информация?

В отличие от аналоговой камеры, фиксирующей изображение на светочувствительном слое фотопленки, в цифровых устройствах роль сенсора отведена матрице, которая состоит из отдельных восприимчивых к свету элементов. Каждый из них запечатлевает интенсивность падающего на него луча и преобразует эти данные в электрический сигнал. Мы не станем подробно останавливаться на том, каким образом на матрице создается цветное изображение, однако пользователю будет полезно знать, что изначально в камере появляется информация о трех отдельных картинках — красной, зеленой и синей (RGB). На следующем этапе программное обеспечение фотоаппарата объединяет их в одно изображение, рассчитывая цвет каждого пикселя по специальному алгоритму и сохраняя итог в файле JPEG (либо BMP или TIFF — в зависимости от функциональных возможностей устройства и пользовательских настроек). При этом снижение качества снимка происходит уже на самом первом этапе, когда три монохромные картинки объединяются в одну цветную.

Далее, если выполняется сохранение в JPEG, происходит очередная потеря данных.

Некоторые фотоаппараты позволяют настраивать качество сохраненного снимка, но пользователь должен понимать, что, даже применяя наименьшее сжатие, он все равно утрачивает часть ценной информации.

Избежать этого помогает RAW — специализированный формат, который содержит необработанные данные, полученные со светочувствительной матрицы. Принципы фиксации и записи снимков идентичны в большинстве цифровых фотоаппаратов (как «мыльницах», так и «зеркалках»), так что данный формат на самом деле существует во всех камерах, просто не все они могут его использовать.

В широком смысле RAW — это собирательное название всех подобных форматов цифровых устройств: у каждого производителя фототехники есть собственный вариант данного стандарта. При этом далеко не всегда файлы имеют одноименное разрешение. Для их просмотра и редактирования можно использовать ПО, предоставляемое в комплекте с фотоаппаратом, или применить одно из универсальных решений. К примеру, со многими RAW-форматами умеет работать бесплатная утилита Picasa от Google.

Пять причин не связываться с «зеркалкой»

1 Вес и размер. Сам принцип действия зеркального фотоаппарата делает его громоздким и достаточно тяжелым. Прибавьте сюда сменные объективы, батарейные блоки, фильтры — и вот вы уже вынуждены таскать с собой не маленький и легкий чехол, а внушительный рюкзак, который нельзя ни сдать в багаж самолета, ни разместить рядом с сидением в машине.

2 Аккуратность обращения. Компактную камеру можно без проблем положить в задний карман джинсов, не опасаясь ее повредить, — с зеркальным фотоаппаратом так не получится. Его нельзя ронять или топить в озере — «зеркалки» очень критично относятся к неаккуратности пользователя. Кроме того, варьируемые параметры (положение линз, зеркала) и настройки легко сбить неосторожным обращением. С чисткой устройства также могут возникнуть проблемы: если у «мыльницы» в протирке иногда нуждается только внешняя линза объектива и ЖК-экран, то у зеркальной камеры способны запылиться матрица, зеркало, поверхности линз в объективе, а также видоискатель и жидкокристаллический дисплей. И далеко не все эти элементы можно без должного опыта почистить самостоятельно.

3 Визирование через видоискатель. Вместо привычного владельцу компактного фотоаппарата ЖК-экрана обладателям «зеркалок» преимущественно приходится ловить кадр через видоискатель. Правда, следует отметить, что сегодня этот недостаток распространяется уже не на все камеры: появились зеркальные модели, позволяющие фотографу «прицеливаться» с помощью экрана.

4 Сложность в управлении. Даже полуавтоматические режимы в «зеркалке» требуют определенных навыков съемки и понимания основ процесса.

Имеет значение множество параметров, непривычных рядовым пользователям, которым раньше казались сложными даже такие понятия, как мегапиксель и зум.

5 Не у всех есть видео. Зеркальные фотоаппараты чаще всего не умеют снимать видео. В последнее время, правда, производители активно пытаются устранять этот недостаток, выпуская «зеркалки» с функцией непрерывной съемки.

Перечисленные недостатки ощутимы, если вы хотите всего лишь сделать несколько «отчетных» кадров о том, как прошел отдых в Египте. Лица на пляже, пара снимков в воде и с бокалом у бассейна — для этого не требуются навыки художественной съемки и непревзойденное качество.

Таскать целую сумку с аппаратурой в этом случае ни к чему — отлично подойдет и компактная цифровая камера. Она настолько непритязательна, что способна путешествовать даже в багаже самолета. Да и максимальное разрешение кадра у подобных устройств в последние годы заметно выросло, что позволяет распечатывать снимки даже в формате 30х45 см.

ПОДЕЛИТЬСЯ


Предыдущая статьяПриложение мобильной печати для Android устройств
Следующая статьяVerbatim предупреждает о контрафакте
КОММЕНТАРИИ