Основатель Facebook планирует изменить мир: что из этого может выйти?
Марк Цукерберг намерен улучшить наш несовершенный мир. Об этом он сообщил в пространном эссе в своем профиле в Facebook. И если он действительно говорит об этом всерьез, то что в итоге могло бы получиться?
Фото: Beck Diefenbach/Reuters
Это можно было бы воспринимать как пиар-ход, как удачную провокацию для отвлечения от насущных проблем в Facebook, возможно, даже как шутку. Но Цукерберг настроен серьезно: в своем эссе «Building Global Community» («Построение глобального общества») он на 13 страницах излагает свои планы по созданию фундамента для нового мира, который — внимание, барабанная дробь, будет держаться на сети Facebook.
Серьезность намерений Цукерберга подтверждается не только объемом эссе, но тем проповедническим духом, которым оно проникнуто. «Сегодня я хочу сконцентрироваться на самом важном вопросе из всех» — именно так начинает Цукерберг свое сочинение. «Построим такой мир, который мы все хотим?». Такое помпезное вступление предполагает, что говорящий хочет донести до публики нечто важное.
Создатель Facebook тут же сам дает ответ на свой вопрос: конечно же, ответ «нет»! По словам Цукерберга, после столетий сближения произошло отдаление друг от друга. Социальные связи расшатаны, конфронтация нарастает, общность утрачивается, а взамен ничего нового не возникает. Мечте о мире как одной большой деревне противостоит сенсационализм и поляризация общественного мнения. Того, какую долю в этих процессах занимает интернет, а какую Facebook, Цукерберг касается только вскользь. Примечательно то, как он вообще избегает употребления слова «интернет», которое всплывает в тексте всего один раз, тогда как слово «Facebook» упомянуто 24 раза.
Наглость или мания величия?
Цукерберг намерен противопоставить этому конструктивное, позитивное видение: хотя в мире и возможна глобальная коммуникация, сама по себе она никого не делает по-настоящему счастливым. Не хватает социальных структур, которые по всему миру позволяют использовать возможности (такие как свобода, мир, борьба с бедностью) и решать проблемы (терроризм, изменение климата, пандемии). И конечно же, у Цукерберга уже есть идея, как должна выглядеть та самая новая структура.
Наглость ли это, или мания величия, когда Цукерберг пишет: «В такие времена наша главнейшая задача в Facebook состоит в том, чтобы создать инфраструктуру, с помощью которой люди смогут выстраивать всемирное сообщество, которое принесет пользу нам всем». Больше недостаточно объединять в сеть друзей и семьи. Теперь речь идет о том, чтобы создать общество, которое должно «нас поддерживать, защищать и информировать, стимулировать нашу гражданскую активность и быть доступным для всех». Через его сеть люди должны иметь возможность «оказывать максимально возможное положительное влияние на общество». Негативные эффекты, которые способствуют «разобщению и изоляции», он планирует минимизировать.
Социальный контроль должны взять на себя системы искусственного интеллекта, которые распознают вредное поведение и поддерживают положительные структуры. Так, например, «значимым группам», отвечающим целям Facebook, отдается предпочтение при обработке. Цукерберг задумывает «широкомасштабный демократический процесс», чтобы на его основе разработать стандарты возможности представления определенного контента и «искусственный интеллект для их реализации» Немного жутковато звучит, не так ли?
Есть то, чего, наверняка, не видит сам Цукерберг: то, что он предлагает — это замена традиционных социальных инфраструктур структурой, которая представляется удивительно похожей на Facebook. Он требует, по меньшей мере, дигитализации и контроля общественного пространства — от средств массовой информации и политической активности до частной жизни.
Даже если Цукерберг избегает всяческого политического позиционирования, когда он подчеркивает в интервью, что он адресует свое послание, в первую очередь, сотрудникам Facebook, а не, к примеру, американским политикам, когда он отмечает, что он ничего не сможет сделать в одиночку, совершенно очевидно, что «Building Global Community» — это манифест. Марк Цукерберг диагностирует всемирную болезнь и назначает лекарство — больше Facebook.
Время для бунта
Но даже если предположить, что диагноз поставлен верно, остается вопрос: а готова ли сеть Facebook к этой роли? И допустит ли это общество? Уже сейчас Facebook приходится бороться с политическим влиянием на процесс модерации проблемных постов пользователей, с запросами информации со стороны органов уголовного преследования и блокировкой доступа на территориях целых стран.
Как репрессивные режимы отреагируют на предписанную Facebook активность населения? И разве многое не указывает на то, что Facebook давно вышел на пределы своих возможностей, к тому, что Цукерберг предпочитает называть «проблемами масштабирования функциональности»? Это ежедневно проявляется в спорах из-за неправильно удаленных или не удаленных постов, о странных причинах для блокировки профилей и в прочих издержках автоматизированного контроля пользователей.
И потом, есть еще одна очень принципиальная проблема: как, собственно, согласуются эти планы по спасению мира с экономическими ограничениями Facebook как компании, котирующейся на бирже? В конце концов, именно акционеры могут сказать последнее слово при определении будущего Facebook (доля Марка Цукерберга в Facebook Inc. составляет 28 процентов, но он пытается ослабить право голоса акционеров). Что если завтра Facebook останется без электричества, руководство примет группа инвесторов с другими взглядами, или произойдет массовый отток пользователей? Часть мировой общественности упадет в обморок?
Наивность или комплекс спасителя?
Если всерьез рассматривать манифест Цукерберга, можно найти много проблем, пробелов и противоречий. На самом деле многое в нем больше похоже на великодержавные фантазии и комплекс спасителя, развившийся у молодого миллиардера, чем на воодушевленное послание. Представляется, что Цукерберг со своим «Building Global Community» хочет встать во главе технологического движения, чтобы подготовить человечество к будущему. Но действительно ли попытки по сплочению человечества должны делаться руками предпринимателя? Стоит ли передавать эту сферу в руки такому вождю как Цукерберг?
Возможно, несмотря на противоречия и гордыню автора, слабый социальный анализ и узость взгляда на мир социальных сетей манифест следует рассматривать скорее как акт отчаяния. Так же, как и все большее количество пользователей Facebook, которым стало скучно из-за бессмысленности бесконечного потока новостей, ссор и неиссякаемого самолюбования, Цукерберг должен себя спросить: у меня здесь гигантская жужжащая машина, но что мне вообще в ней делать?
Идеи по спасению мира скорее можно списать на наивность Цукерберга или его высокомерие, а не реальную возможность изменить ход вещей с помощью Facebook. А можно вывернуть его манифест наизнанку: если завтра не будет Facebook, мир будет функционировать точно так же, как и сегодня. Возможно, даже немного лучше.
Но в любом случае, представления Марка проблематичны: в его манифесте, как минимум, выражено желание стать чем-то большим, чем заменимое средство массовой информации, и превратиться в незаменимую инфраструктуру, имеющую критическое значение для общества. А этому непременно нужно воспрепятствовать, пока не стало поздно, и Цукерберг с Facebook не начал превращать воздушные замки в реальные.