Заблокированная Сеть: как блокировщики рекламы меняют Интернет

23.12.2015

Реклама страшно нервирует. Однако она финансирует большую часть сетевых ресурсов. Сейчас вокруг нее разразилась война, которая может изменить Сеть навсегда.

Онлайн-реклама — экономический двигатель Интернета и одновременно проклятие для многих пользователей. Без рекламы не было бы бесплатных статей, бесплатных прогнозов погоды, не было бы Facebook, Twitter и сервисов Google, включая Gmail и YouTube. С другой стороны, у нее есть колоссальный недостаток — торможение веб-сайтов, поскольку при вызове страницы она в огромном количестве запрашивается и загружается в фоновом режиме с рекламных серверов.

Это также выражается в увеличении трафика, критичного, для мобильных устройств. Онлайн-реклама также несет в себе угрозу безопасности: в начале ноября 2015 года неизвестные совершили атаку на рекламную сеть компании PageFair и смогли инфицировать примерно 3 000 веб-страниц вредоносным ПО для Windows, действующем по принципу Drive-by Downloads.

Вход с блокировщиком запрещен! Статьи на Geo.de доступны либо в платной версии, либо с рекламой. Образцом для запрета стал сайт Bild.de.

Но и это еще не все! Мигающие баннеры, автоматически включающиеся видеоролики, а также рекламные наложения, навязчивы до такой степени, что порой сложно добраться до самого контента. В связи с этим пользователи по всему миру все чаще прибегают к помощи блокировщиков.

Число таких средств стремительно растет: по данным исследования компании PageFair, борющейся с блокировкой рекламы, проведенного совместно с Adobe, на июнь 2015 года насчитывалось примерно 198 миллионов серферов — рост более чем на 40% в течение одного года. В Европе за тот же период количество людей, отказывающихся от просмотра рекламы, увеличилось на 17%.

Глобальные убытки от недопоказа рекламы, заблокированной специальными средствами, оцениваются примерно в $22 млрд — и это только за первое полугодие 2015 года. Ситуация ставит под удар в первую очередь коммерческие предложения издательств. Положение ухудшается еще и тем, что в такие браузеры, как Firefox, по умолчанию интегрированы инструменты для рекламной блокады.

Война вокруг AD-блокировщиков

Сейчас в Европе разгорелась настоящая война вокруг блокировки рекламы. В авангарде сражается издательство Springer против Eyeo GmbH, разработчика популярного расширения Adblock Plus.

После многочисленных попыток издательства добиться судебного запрета на распространение данного ПО, в середине октября 2015 года Springer без лишних церемоний закрыл свой веб-сайт для пользователей этого блокировщика. Лицо, пояснившее в своем ролике на YouTube, как обойти подобное ограничение, получило от юристов компании предупреждение.

В качестве реакции на тенденцию к использованию блокировщиков многие владельцы порталов размещают рекламу таким образом, чтобы она перестала распознаваться автоматически.

Компании Eyeo GmbH после публикации в своем блоге соответствующего списка фильтров, предназначенных для той же цели, было выписано судебное предписание. Не так уж важно, пойдет ли Springer, как и было заявлено, против всех тех, кто пытается «недобросовестно обойти запрет», или же это просто бряцание оружием: большинство пользователей нельзя будет отучить от использования блокировщиков.

Блокировщик рекламы продает рекламу

К категории классических блокировщиков относится взятый на прицел издательством Springer инструмент Adblock Plus (ABP). Принцип его работы прост: это расширение запрещает браузеру, на котором оно установлено, загружать контент с известных рекламных серверов. Для этого он обращается к списку фильтров, в которых перечислены данные серверы.

Наиболее известный из таких списков — EasyList, подключаемый автоматически после установки расширения. Однако многих пользователей ABP ждал сюрприз: разработчик этого дополнения сам занимается продажей рекламы.

Предложения, являющиеся, по мнению Eyeo GmbH, ненавязчивыми, попадают в «белый» список и отображаются, несмотря на активный блокиратор.

Издательства и рекламные сети, которые хотели бы оказаться в этом списке, должны не только соответствовать требованиям так называемой кампании «Acceptable Ads», но и платить за это.

Если же вы не хотите видеть вообще никакой рекламы, отключите в настройках фильтра опцию отображения ненавязчивой рекламы или воспользуйтесь альтернативным блокировщиком uBlock Origin. Этот продукт использует те же самые списки, что и ABP, но не занимается получением денег за исключение из них.

Никакого шпионажа, никакой рекламы

Ко второй категории причисляют блокировщики слежения, такие как Ghostery, Privacy Badger и eBlocker. Основной задачей этих решений является блокировка не рекламы, а «интернет-жучков», например, cookie-файлов и кнопок социальных сетей.

Такие инструменты, как расширение Ghostery, позволяют целенаправленно блокировать отслеживающие cookie-файлы, благодаря чему исчезает и большинство рекламных предложений

Однако, поскольку агентства онлайн-рекламы протоколируют поведение пользователя в Интернете точно такими же способами, чтобы затем отображать персонализированную рекламу на максимальном количестве сайтов, отключение механизмов слежения зачастую побочно способствует подавлению рекламы.

У Ghostery, впрочем, есть та же загвоздка, что и у ABP: если при установке утилиты в окне с названием «Help Keep Ghostery Free!» нажать на кнопку «Yes! Opt me in», это означает согласие с тем, что расширение будет собирать cookie.

Затем они анонимно будут проданы рекламным агентствам, чтобы те смогли оптимизировать свои мероприятия. Но и здесь существует возможность отключить опцию сбора данных или использовать альтернативную утилиту, например, Privacy Badger.

Данное расширение работает по принципу Ghostery, однако его разработчик, Electronic Frontier Foundation, является американской неправительственной организацией, лоббирующей основные цифровые права граждан.

NoScript блокирует не только рекламные Flash-баннеры, но и видео. Для их просмотра необходимо отключить программу

В отличие от классических блокировщиков рекламы и «интернет-жучков», средства для фильтрации скриптов, в том числе NoScript, делают ставку на отключение таких небезопасных веб-технологий, как Flash и Java, чтобы защитить пользователей от атак по принципу Drive-by Downloads.

Благодаря этому некоторые объявления, например, мерцающие Flash-баннеры, также исчезнут. Недостаток: пропадут даже нужные элементы, например, видео.

Блокировщики рекламы меняют Сеть

То, что на блокировку существуют законные основания, сегодня признает даже сама индустрия: «Мы все испортили», — пишет Скотт Каннингем в своем блоге о нынешнем состоянии онлайн-рекламы.

Будучи техническим директором международного Бюро интерактивной рекламы IAB, он выступает в поддержку программы, которая должна сделать рекламу в Сети безопаснее, менее навязчивой, компактнее и более адаптированной.

Быстрая загрузка статей и никаких шансов для блокировщиков рекламы: все это обещают воплотить Instant Articles от Facebook, отображаемые в приложении для iOS уже с октября. В Android они должны появиться под конец 2015 года

Цель: благодаря улучшению качества предложений снизить процент использования блокировщиков. Наряду (а частично и вместе) с издательствами, с проблемой онлайн-рекламы борются и такие участники рынка, как Google и Facebook. Объявления, отображаемые через рекламную сеть Google, с недавнего времени можно закрыть нажатием на крестик. Это должно предотвратить давление на пользователя, к которому обращена реклама, и сделать продукт более релевантным.

С помощью так называемых Instant Articles компания Facebook планирует решить проблему долгой загрузки и расхода трафика, которая актуальна, в первую очередь, для владельцев смартфонов. Instant Articles — это статьи, появляющиеся уже не на страницах СМИ, а напрямую в приложении Facebook. Здесь реклама не просто загружается быстрее — ее нельзя будет заблокировать.

Разработчик iPhone, компания Apple, уже предлагает подобную программу под названием Apple News, однако до сих пор лишь на территории США. «Подъем блокировщиков рекламы представляет собой угрозу всему Интернету и может привести пользователя в мир закрытых платформ», — озвучивает свои опасения Каннингем из рекламного объединения IAB.

Все зависит от того, как много пользователей в будущем станет блокировать рекламу, а конкретнее в какой мере они будут готовы платить за контент.

Фото: Компании-производители; georgejmclittle/Fotolia.com