Выбираем электровелосипед
Появление электровелосипедов разожгло бурные дискуссии о смысле их создания. Между тем, такие модели весьма хороши и подходят для людей разного возраста. CHIP расскажет, на что они способны.
Сфера применения электровелосипедов достаточно широка: в велотуризме, в путешествиях по горным областям электрические горные велосипеды встречаются так же, как и в городе. Благодаря электродвигателю велосипед позволяет облегчить подъем в горку.
Маунтинбайки интересны для велосипедистов-любителей, которые предпочитают маршруты, пролегающие через пересеченную местность. Теперь, при поддержке двигателя электрического маунтинбайка, они в состоянии одолеть более длинные и трудные маршруты.
Помимо этого пары или группы велосипедистов могут использовать энергию электровелосипедов для уравнивания возможных различий в физической силе. И пусть пока что модельный ряд электрических горных велосипедов не настолько широк как в стандартном сегменте, но вполне покрывает самые востребованные сферы.
Учитывая высокую стоимость электровелосипедов, покупать их лучше в специализированных магазинах или у прямых дилеров. Многие из них позволяют провести небольшой тест-драйв, после которого вы сможете уверенно определить — подходит вам велосипед или нет.
Как тестирует CHIP: электровелосипеды
Все электровелосипеды разных классов мы протестировали в тех условиях езды, на которые они рассчитаны. Длина тестового круга составила 9,8 км. На протяжении всей трассы высота подъемов достигала 171 м. Совокупный вес велосипеда и ездока составлял 120 кг. Движение осуществлялось при максимальном уровне поддержки электродвигателя.
Тестирование показало, что на одном заряде испытуемые модели велосипеды смогли преодолеть около 50 км. Это расстояние можно приравнять к двум-трем часам поездки. До заявленных производителями 100 км можно дотянуться только если включать электродвигатель как помощника на сложных участках дороги — например, при подъеме в гору.
На следующих страницах материала CHIP рассказывает о том, как выбрать электровилосипед для гор, города и пересеченной местности, а также представляет по три лучшие модели в каждой категории. Если у вас уже есть обычный велосипед, вы сможете переделать его в электрический, воспользовавшись нашим советом по выбору колеса с электромотором.
Лучшие электровелосипеды для гор
В горах и на пересеченной местности электромотор поможет преодолеть сложные участки. Однако маунтинбайки со своим надежным и сложным оснащением в целом стоят намного дороже, чем, например, велосипеды, предназначенные для езды по городу («City-Pedelec»): вам нужно будет выложить от 170 000 рублей. В этом плане полезными будут наши три рекомендации по покупке (см. фото).
Универсальной моделью, предпочитаемой основной массой велолюбителей, является туристический или горный велосипед. Хорошая амортизация с ходом вилки около 100 мм и небольшой вес (около 20 кг) отлично подходят и для езды на подъеме, и для спусков средней сложности.
При этом можно выбрать велосипед для пересеченной местности как в виде хардтейла (только с передним амортизатором), так и в виде двухподвеса (с передним и задним аморзизаторами). Двухподвес в целом дает больше комфорта при езде и лучше подходит для сложной местности, но в сравнении с хардтейлом стоит гораздо дороже.
Также стоит учитывать, что сейчас в тренде легкие карбоновые рамы, которые снижают вес маунтинбайков почти до уровня гоночного велосипеда.
Не последнюю роль в выборе играет и размер велосипеда. Для езды по пересеченной местности, помимо классических 26-дюймовых велосипедов, выпускаются велосипеды с диаметром колеса 27,5 дюйма и 29 дюймов (28-е обода с очень широкой шиной) для увеличения плавности хода и комфорта.
Специалисты по спуску
Электрические маунтинбайки вызывают все больший интерес у специалистов по скоростному спуску. Ведь приспособленным для спусков моделям необходима некоторая поддержка при движении в гору — в конце концов, прежде чем спуститься, нужно сначала подняться.
Велосипеды категорий «All Mountain», «Enduro», «Freeride» и «Downhill» всегда оснащаются полной подвеской и больше ориентированы на экстремально сложный спуск, который требует увеличения хода вилки до 250 мм для более эффективной амортизации. При этом вес колес не играет существенной роли при движении вниз.
У электрических маунтинбайков сначала применялись двигатели для заднего колеса. Между тем имеются и многочисленные модели с двигателем, расположенным в средней части. Последняя конфигурация встречается прежде всего при наличии на велосипеде заднего амортизатора, работе которого мешает тяжелый двигатель, установленный в ступице.
Кроме того, двигатель в средней части обеспечивает равномерное распределение веса. Однако есть и недостаток: за исключением некоторых специальных конструкций, двигатель, расположенный в средней части, не совместим с полноценной цепной схемой маунтинбайка.
KTM Macina Race 29 |
Centurion Backfire E Ultimate.29 | Giant Full E+1 | |
Цвет | антрацитовый | черный | серый/черный /красный |
Материал рамы | алюминий 6061 | алюминий | алюминий ALUXX SL |
Доступные размеры | 43 см, 48 см, 53 см |
41 см, 46 см, 51 см, 56 см |
41 см, 46 см, 50 см, 53 см |
Педали | нет | нет | Alu Plattform NoName |
Втулки | Shimano Deore XT |
DT-Swiss 1900 Spline |
Giant P-Elite |
Задний амортизатор | нет | нет | Rock Shox Monarch RL |
Обода | DT Swiss 466-d 29 |
DT-Swiss 1900 Spline |
Giant |
Передний амортизатор (ход вилки) |
RockShox Reba (100 мм) |
Fox 32 Float (100 мм) |
Rock Shox Revelation 27,5 (110-140 мм) |
Мотор | Bosch Performance 250 W |
Bosch Performance 250 W |
Yamaha SyncDrive Central Motor |
Аккумулятор | Bosch PowerPack 400 Wh |
Bosch PowerPack 400 Wh |
EnergyPak 400Wh36V 11,1Ah |
Освещение | нет | нет | нет |
Грифы | KTM | Centurion | Giant Connect low rizer |
Каретка | KTM Line Delta | FSA Alpha Drive | FSA custom, 38T |
Руль | KTM Team HB-FB22L flat |
FSA Afterburner Rise | Giant Connect low rizer |
Тормоза | Shimano SLX | Shimano Deore XT | Shimano M447 180/180mm |
Цепь/ремень | Shimano HG X | KMC X-10E | KMC X-10E |
Шины | Schwalbe Rocket Ron, 57-622 | Schwalbe Rocket Ron / Racing Ralph Evo. 57-622 | Schwalbe Nobby Nic, 57-584 |
Седло | Selle Italia X1, KTM | Centurion Race | Giant Contact |
Подседельный штырь | KTM Team | FSA Afterburner | Giant Connect |
Манетки | Shimano Deore XT |
Shimano Deore XT |
Shimano Deore |
Задний переключатель | Shimano Deore XT |
Shimano Deore XT |
Shimano Deore XT |
Подставка | нет | нет | нет |
Поддержка электродвигателя | до 25 км/ч | до 25 км/ч | до 25 км/ч |
Гарантия на раму | 5 лет | 5 лет | пожизненная |
Дальность езды на одном заряде: заявленная производителем/ протестированная CHIP | до 100 км/48 км | до 100 км/ | / |
Максимальная нагрузка: водитель + багаж (разрешение производителя) | нет | 120 кг | 138 кг |
Вес велосипеда | 21 кг | 19,7 кг | 20,9 кг |
Цена | 170 000 руб. | 190 000 руб. | 240 000 руб. |
Лучшие электровелосипеды для города
Городские электробайки созданы для неспешных велопрогулок и имеют менее дорогой обвес. Интерес к электровелосипедам для города велик, предложение разнообразно, и, соответственно, все охватить сложно. CHIP представляет три модели, которые стоит рекомендовать: от повседневной до спортивной.
Среди электробайков есть и велосипеды для города, ориентированные на комфортную езду по шоссе. Они отлично подходят для ежедневных поездок на работу и велопрогулок в выходные. Без дорогостоящих дополнительных опций городские велосипеды с современным оснащением стоят от 115 000 рублей. CHIP подверг несколько моделей тестированию на практике.
Типичный городской электровелосипед сильно ориентирован на традиционные велобайки: для города посадка на электровелосипеде должна быть вертикальной. Зачастую рамы отличаются глубоким проходом, что упрощает подъем и спуск. К прочим типичным признакам оснащения относится амортизационная вилка и амортизированная опора седла, которые существенно увеличивают комфорт при езде.
Двигатель посередине
В качестве привода у городских электробайков преимущественно используется двигатель, устанавливаемый в средней части и интегрируемый с кареткой. Это дает два преимущества: в отличие от привода в ступице переднего или заднего колеса распределение веса становится более сбалансированным, что облегчает езду. Кроме того, у вас есть выбор между моделями с внутренним и каскадным переключением передач.
Внимание на вес
Велосипеды для города с электродвигателем и аккумулятором весят около 25 кг. Вес более старых моделей может доходить и до 30 кг. По этой причине для велосипедистов, предпочитающих скорее спортивную езду, целесообразным будет являться эффективный дисковый тормоз. Правда, это означает наценку в несколько тысяч рублей. Для более неторопливого стиля езды будет достаточно модели велосипеда с недорогим стандартным ободным тормозом.
Свободная езда без водительских прав
Для городских электробайков действует следующее ограничение: двигатель работает исключительно при кручении педалей, и он автоматически отключается при скорости 25 км/ч. Таким образом, с точки зрения правил дорожного движения, городской электробайк является именно велосипедом, и вы можете передвигаться на нем по улице без водительских прав. Но, как, впрочем, и для других велосипедистов, стоит порекомендовать хотя бы надевать шлем.
Ketteler-E RT | Stevens E-Courier | Triumph E-Glider | |
Цвет | белый/зеленый | черный | черный |
Материал рамы | сплав алюминия | алюминий 6061 | алюминий |
Доступные размеры | 45 см, 50 см | 52 см, 55 см, 58 см, 61 см |
нет данных |
Педали | нет | City Superlite Cartridge | Wellgo |
Втулки | Shimano Dynamonabe DH 3 N 31 | Shimano HB-T610 | no name |
Задний амортизатор | нет | нет | нет |
Обода | Mach1 Hohlkammer 210 | Ryde Travel Pro | нет данных |
Передний амортизатор (ход вилки) |
нет | SR Suntour NCX-D LO (63mm) |
Suntour NEX (63 mm) |
Мотор | Panasonic Center Motor CM 214 |
Bosch Active Line 250W |
Bosch Active Line 250W |
Аккумулятор | Lithium Ionen Mangan 540 Wh |
Bosch PowerPack 400 Wh |
Bosch PowerPack 400 Wh |
Освещение | Retro Style /BUMM Toplight | Bumm IQ-Tec LED Fly Daylight+ | Fuxon 50 Lux LED |
Грифы | Velo AZTEK | no name | no name |
Каретка | Competition BL | Oxygen Vista AL Forge ISIS |
FSA Metropolis |
Руль | Humpert Stuttgarter Form |
Oxygen Driver Low Rise |
no name |
Тормоза | Magura HS 11 | Magura HS 11 | Tektro Draco Disc |
Цепь/ремень | нет данных | KMC Z610 | – |
Шины | Schwalbe Big Apple 55-622 |
Schwalbe Energizer KevlarGuard, 40-622 |
Conti E-Contact, 42-622 |
Седло | Velo City Layana |
Selle Royal Freccia |
Selle Royal Vacuum light |
Подседельный штырь | Alu | Oxygen Driver | gefedert |
Манетки | Shimano Nexus | Shimano Alfine | Shimano SL-M310 |
Задний переключатель | Shimano Nexus | Shimano Nexus Premium | Shimano Deore |
Подставка | Ursus | Pletscher ESGE Heck | Hebie |
Поддержка электродвигателя | до 25 км/ч | до 25 км/ч | до 25 км/ч |
Гарантия на раму | 10 лет | 5 лет | нет данных |
Дальность езды на одном заряде: заявленная производителем/ протестированная CHIP | нет данных/ 59 км |
45–190 км/ 48 км |
45–190 км/ 45 км |
Максимальная нагрузка: водитель + багаж (разрешение производителя) | 102 кг | 116 кг | нет данных |
Вес велосипеда | 27,7 кг | 24,1 кг | 26,3 кг |
Цена | 160 000 руб. | 140 000 руб. | 115 000 руб. |
Лучшие электровелосипеды для спорта
Трекинговые электровелосипеды отлично подходят для активной спортивной езды, но не слишком дешевы. Поэтому перед покупкой нужно собрать максимум точной информации. CHIP представляет три модели, которые стоит рекомендовать: от повседневной до спортивной.
Характерным признаком трекинговых электровелосипедов является невысокая и выпрямленная посадка для езды на длинные дистанции. Об этом заботятся и легкие, прочно смонтированные и устойчивые передние стойки, используемые у этих моделей.
Что касается конструкции рамы — диапазон относительно широк. Несмотря на то что большинство спортивных электровелосипедов оснащено классическими рамами в форме двойного треугольника или в форме трапеции с заниженным проходом, в велобайках некоторых производителей имеются и версии с однотрубной конструкцией.
Каскадное переключение в моде
Если производитель делает ставку на внутреннее переключение передач, зачастую речь идет о таких высококлассных многоступенчатых моделях как, например, Shimano Nexus-11 или Rohloff с целыми 14 ступенями. Нередко в этот сегмент входят и более бюджетные каскадные переключатели для более быстрого переключения передач при быстро меняющихся условиях. У трекинговых моделей с центральным приводом часто можно увидеть и трансмиссию Sram DualDrive, особенно простую в управлении комбинацию из восьми- или девятиступенчатого каскадного переключателя и трехступенчатого внутреннего переключателя.
Не экономить на тормозах
Относительно неэффективный педальный тормоз теперь является табу. Механическому тормозу V-brake в том виде, в котором он представлен на трекинговых велосипедах без двигателя, в этом классе транспортных средств делать нечего. Как покупатель вы можете выбрать между гидравлическим тормозом, действующим на обод, и дисковым тормозом, которые лучше обеспечивают безопасность. Только более дешевые тормоза, действующие на обод, не слишком надежны на мокрой и скользкой дороге. Стоимость спортивных трекинговых велосипедов, как правило, выше, чем у туристических моделей.
Предложения в диапазоне 150 000–190 000 рублей не являются редкостью. Зато в целом можно получить более качественное оснащение — например, более яркие светодиодные фары. Хотя и в этом сегменте рынка есть и не очень недорогие модели стоимостью около 100 000 рублей. Но в таких конструкциях производители зачастую экономят на аккумуляторе и вместо варианта на 400 Вт·ч устанавливают модуль всего лишь на 300 Вт·ч. Этому сопутствуют соответствующие потери на старте и на дистанции.
Radon TCS Hybrid HS 11 |
Merida E-Spresso Tour 410 |
Storck Multitask Raddar |
|
Цвет | серебряный/черный | антрацитовый | черный |
Материал рамы | сплав алюминия | алюминий | алюминий |
Доступные размеры | 50 см, 54 см, 58 см, 62 см |
46 см, 50 см, 54 см |
43 см, 48 см, 53 см, 58 см |
Педали | Radon Trekking | VP-515A | нет данных |
Втулки | Shimano Altus RM30 | Shimano Alfine | Deore Disc Hub |
Задний амортизатор | нет | нет | нет |
Обода | Schurmann Euroline | Jalco JD-200-Disc | Rigida Explorer |
Передний амортизатор (ход вилки) |
Suntour NEX (63 mm) |
Suntour SF14-NCX-D (63 mm) |
Starrgabel Alu (–) |
Мотор | Bosch Active Line | Bosch Performance 250 W |
Storck Raddar 250 W |
Аккумулятор | Bosch PowerPack 300 Wh |
Bosch PowerPack 400 Wh |
Raddar Li-Polymer |
Освещение | BUMM Toplight | Trelock LED | B&M Lumotec IQ fly — B&M D-Toplight XS plus |
Грифы | Ergon GP1-S | – | Storck |
Каретка | FSA Metropolis | FSA Metropolis | Shimano Deore |
Руль | Easton EA30 Riser | Merida Riser Pro | Crank Brothers Cobalt |
Тормоза | Magura HS11 | Shimano M447 Disc | Shimano Deore Disc |
Цепь/ремень | Shimano CN-HG53 | KMC X-10E | Shimano Deore |
Шины | Schwalbe Spicer, Draht, 40-622 |
Schwalbe Energizer Plus Perf. Line 40-622 |
Schwalbe Marathon 32-622 |
Седло | Selle Royal Freccia | Merida Cross Sport | Selle Royal Freccia |
Подседельный штырь | Race Face Ride 30,9*375 |
X-Mission Comp | Crank Brothers Cobalt |
Манетки | Shimano Acera SL-M390 | Shimano Deore XT | Shimano Deore |
Задний переключатель | Shimano Nexus 8 Rucktritt |
Shimano Deore XT | Shimano Deore |
Подставка | нет | нет | Hebie 630 |
Поддержка электродвигателя | до 25 км/ч | до 25 км/ч | до 25 км/ч |
Гарантия на раму | 5 лет | 5 лет | 3 года |
Дальность езды на одном заряде: заявленная производителем/ протестированная CHIP | 40–100 км/40 км | 45–190 км/49 км | 40–90 км/48 км |
Максимальная нагрузка: водитель + багаж (разрешение производителя) | 116 кг | 120 кг | нет данных |
Вес велосипеда | 23,6 кг | 19,8 кг | 22,4 кг |
Цена | 100 000 руб. | 160 000 руб. | 200 000 руб. |
Электробайк за 20 000 рублей
Совсем не обязательно выкладывать за электровелосипед кругленькую сумму денег. Электродвигателем можно снабдить и уже имеющийся у вас велосипед. Для этого потребуется приобрести специальное моторизированное колесо, аккумулятор, контроллер и другие комплектующие (от 20 000 руб. и выше).
Идущая к ним в комплекте аккумуляторная батарея, как правило, соответствует напряжению электромотора. Мы рекомендуем выбирать литий-фосфатные аккумуляторы. Они не только обладают невысокой стоимостью, но и отличаются надежностью и долговечностью. Да и заряжаются такие батареи не более трех часов.
Чтобы регулировать скорость велосипеда, на руль крепятся переключатели, которые также продаются в комплектах с моторизированными колесами. А контроллер, отвечающий за работу всего электронного механизма, можно удобно разместить на раме велосипеда. Обычно платы контроллеров размещаются в алюминиевых корпусах и защищены от внешнего воздействия окружающей среды, в особенности от попадания влаги в систему электропитания.
Установка мотор-колеса не потребует лишних денежных затрат. Комплекты снабжены подробными инструкциями, благодаря которым даже неопытный ездок сможет переоснастить свой байк в течение пары часов. А вот чтобы самостоятельно собрать такой механизм, нужно хорошо разбираться в электронике.
Фотографии в статье: компании-производители; Travel Behaviours Network