Тестируем камеру Fujifilm GFX 100: высочайшая резкость и 100 мегапикселей
Новая камера Fujifilm GFX100 в тесте показала превосходное качество изображения, оснащения и режим видеосъемки. Только по скорости работы она немного отстает от конкурентов.
В общей сложности для Fujifilm GFX100 доступны восемь объективов, из которых шесть с фиксированным фокусным расстоянием и два зум-объектива. Девятый объектив, GF 50 мм f/3,5, ещё в разработке. Вроде бы не так и много. Но не будем забывать, что система GFX на рынке чуть более двух лет, соответственно, она одна из самых молодых серий. С фокусными расстояниями между 23 и 250 мм, а также 1,4-кратным телеконвертером все важные области точно будут покрыты. В серии GFX не хватает, пожалуй, только макро-объектива 1: 1. Самым близким к нему можно назвать объектив 120 мм f/4 с коэффициентом 1:0,5. В сочетании с огромным разрешением Fujifilm Gfx100 — 100 мегапикселей, этот объектив вполне можно назвать хорошим переходным решением.
Cамое высокое разрешение
В случае с Fujifilm GFX100 само название камеры уже говорит о её характеристиках: разрешение около 100 мегапикселей этой профессиональной беззеркальной камеры не может на данный момент превзойти никакая другая модель. Каждый снимок показывает невероятные результаты 11 648 х 8 736 пикселей. То, что было бы очень смелым в случае с сенсором APS-C или малоформатными сенсорами, кажется здесь уже не таким безумием: у Fujifilm GFX100 матрица среднего формата, которая имеет примерно на 70 процентов больше площади, чем малоформатные сенсоры, такие как у Sony Alpha 7R IV с его 61 мегапикселем. В пересчёте шаг пикселя (pixel pitch) такой же, как у Sony. Тем не менее, у Fujifilm есть решающее преимущество: объективы.
Кстати: из-за большого сенсора изображения при пересчете фокусного расстояния на полнокадровый формат получается «отрицательное» увеличение фокусного расстояния, или выражаясь проще, укорочение фокусного расстояния с обратным кроп-фактором 0,79. Например, фиксированное фокусное расстояние 63 мм у GFX соответствует примерно 50 мм у полнокадровых камер, 23 мм соответственно 18 мм.
Фотографии поражают
Но в чем же преимущество, упомянутое выше? В размерах, естественно. Конечно, объективы Fujifilm GFX100 далеки от компактности, некоторые весят даже по несколько килограммов — при этом их нельзя назвать очень светосильными. Самые мощные по светосиле модели показывают всего f/2. Тем не менее, высокую цену, вес и относительно невысокую светосилу перекрывает качество изображения, которое даёт оптика GFX. Даже с камерой Fujifilm GFX100 с её 100 мегапикселями оптика показывает невероятные результаты. При 100-процентным просмотре на экране даже мельчайшие детали, такие как шерстинки животных или структура ткани, выглядят очень четко.
В нашей лаборатории Fujifilm GFX100 показала отличный результат — до 4358 пар линий на высоту изображения — новый рекорд, который на 70 процентов больше, чем у Sony Alpha 7R III. Кроме того, удивительно высокое качество работы самих объективов. Даже при просмотре 1:1 почти незаметны хроматические аберрации (цветовые контуры). На кадрах, сделанных с помощью некоторых объективов можно заметить только небольшое виньетирование, например, такой эффект возникает с 63 мм f/2,8. Тем не менее, это совсем не проблема, ведь её можно легко исправить в Lightroom или Capture One.
Уверены, что далеко не все могут представить себе на практике, что такое 100 мегапикселей, мы подготовили для вас следующий слайдер: сначала весь кадр, затем в режиме100-процентного просмотра:
Высокий уровень ISO? Нет проблем!
Еще одна, не менее впечатляющая характеристика сенсора изображения Fujifilm GFX 100: обработка шума. Если вы боитесь, что, учитывая разрешение 100 мегапикселей, уже начиная с ISO 800 мешающих шумных пикселей в кадре будет больше, чем деталей, то можете вздохнуть с облегчением: только начиная с ISO 3200 появляется заметный шум. И это только в режиме 100-процентного просмотра. При печати в размере DIN-A3 даже уровень ISO 12800 не приведет к заметным потерям в детализации, резкости или цветопередаче. При просмотре на экране компьютера изображения, не смотря на такую высокую светочувствительность, выглядят вполне приемлемо.
Fujifilm GFX100: битва данных
Пожалуй, самый большой минус такого огромного разрешения — это огромный объём данных. Даже карта памяти 128 Гбайт вмещает всего 650 снимков в формате RAW без сжатия. Правда, сжатые RAW-кадры позволяют экономить место на карте. Но при последующей обработке мы заметили появление мешающих артефактов сжатия, особенно в темных областях при последующем осветлении, поэтому мы не рекомендуем вам снимать со сжатием. Кроме того, запись кадров в формате RAW без сжатия позволит вам максимально использовать 15 ступеней экспозиции динамического диапазона сенсора.
Если вы снимаете в формате JPEG, мы рекомендуем выставить максимальный уровень качества «Super Fine», который гарантирует очень хорошие кадры, файлы с которыми будут вполне приемлемого размера. В следующей таблице показаны различия:
Сравнение размеров файлов
Характеристики | 16 бит | 14 бит | 8 бит |
RAW (без сжатия), Мбайт | 208,1 | 208,1 | — |
RAW (сжатие без потерь), Мбайт | 109,6 | 84,2 | — |
JPEG (Super Fine), Мбайт | — | — | 30,0 |
Учитывая объемы данных, советуем вам использовать не только очень большие SD-карты, по крайней мере, 32, а лучше 64 Гбайт, но и быстрые модели стандарта UHS-II. Поскольку у Fujifilm GFX100 два слота для карт памяти с поддержкой UHS-II, рекомендуем на одну карту записывать файлы JPEG, а на другую RAW, чтобы немного ускорить сохранение данных.
Забавная история: мы вставили карту объемом 256 Мбайт (!), после срабатывания камера зависла, вероятно, процесс записи оказался для нее слишком длительным.
Но, в конце концов, никто ведь не собирается на полном серьёзе использовать такую старую SD-карту в такой камере, или уменьшенное разрешение и другое соотношение сторон для съёмки в формате RAW. Для съёмки в формате JPEG помимо соотношения 4:3 доступны другие размеры и форматы, в том числе 3:2 (90 Мегапикселей), 1:1 (76 Мегапикселей) и 16:9 (76 Мегапикселей). Что-то подобное не мешало бы и для RAW-формата, как, например, у Canon или Nikon.
Профессиональный видеорежим
В дополнение к превосходному качеству изображения при фотосъёмке, высокое качество изображения в видеорежиме — это далеко не само собой разумеющееся для среднеформатной камеры. Cinema-4K (DCI, 17:9) со скоростью 400 Мбит/с, сжатие All-Intra и 30 кадров в секунду — это самая оптимальная настройка. Поскольку считывается весь сенсор, не возникает дополнительного кроп-фактора. Созданные с помощью суперсэмплинга видеокадры имеют отличную резкость и детализацию. Разрешение Full HD также доступно этой камере, оно ускоряет частоту до 60 кадров в секунду. А вот режима таймлапс-съёмки нет.
Зато есть цветовой профиль V-Log, HLG-профиль для HDR-видео, разъемы для микрофона и наушников, а также кодек H. 265 с записью на внутреннюю карту памяти 4:2:0 10 bit или — через mini-HDMI на внешний рекордер 4:2:2 10 bit. Те, кто предпочитают киношное видео без последующего редактирования на компьютере, могут выбрать, как и в фото-режиме, один из десяти режимов симуляции киноплёнки, например, Acros или Eterna. У камеры удобный 3,2-дюймовый экран с трехосевым наклоном, высоким разрешением и сенсорной функцией. Видеограф прямо во время съёмки может простым движением пальца перемещать точку фокусировки. Это работает удивительно хорошо и быстро. Мы рекомендуем использовать внешний микрофон, потому что встроенный микрофон записывает хорошо слышимые звуки двигателя автофокуса.
Fujifilm GFX100: быстрая, но не всегда
Кстати об автофокусе, в лаборатории и в большинстве случаев на практике 425 хорошо распределенных полей фазового автофокуса работают быстро и точно. Но при этом Fujifilm GFX100 лишь условно подходит для экшн- и спортивной съёмки. Во-первых, из-за очень небольшой скорости серийной съемки — всего 4,3 кадра в секунду, и длины серии всего 80 кадров в JPEG и 16 в RAW — что, правда, если учитывать разрешение сенсора, всё же, очень хорошая производительность. К тому же, фокусный мотор объективов, похоже, отстает.
Хотя механизм отслеживания не теряет объект съёмки, в нашем случае это была лошадь, шедшая галопом, о чём сигнализируют зелёные квадратики на экране камеры. Однако при последующем просмотре фотографий стало заметно, что не всегда фокусировка срабатывала идеально. Мы предполагаем, что большая фокусная линза в объективах GFX для таких экстремально динамичных объектов слишком тяжелая, чтобы двигаться быстро.
Но при съёмке менее подвижных объектов фокус почти всегда срабатывает отлично, поэтому большинство снимков показывают именно тот высокий уровень детализации и резкости, о котором мы говорили выше. И даже удивительно долгая выдержка не будет помехой: с объективом GFX 63 mm f/2,8 мы получили очень чёткие снимки даже при выдержке 1/8 секунды. Такие возможности камере даёт механический затвор с «приглушенным» механизмом работы, который минимзирует такое явление, как Shutter Shock (сотрясение затвора). И еще одна супер новинка камеры: Fujifilm GFX100 — первая в мире среднеформатная камера с подвижным сенсором; или, выражаясь по-другому, у камеры есть механический стабилизатор изображения. По словам производителя, это позволяет компенсировать до 5,5 ступеней диафрагмы. Поскольку, учитывая экстремальное разрешение, выдержка затвора должна быть не менее 1/(двойное фокусное расстояние) секунды, 1/8 секунды при 63 мм — очень впечатляющее достижение стабилизатора. Хотя компенсация примерно четырех стопов экспозиции, как в нашем случае, не совсем соответствует обещанному значению.
Fujifilm GFX100: квадратный корпус
Еще одна изюминка камеры — это собственно ее корпус. Он весит 1,4 килограмма, и не только своим вестом, но и прочностью напоминает танк. Дождь и пыль имеют мало шансов хоть как-то навредить этому болиду, впрочем, так же, как и пара хороших ударов. Конечно, это мы проверять не стали, чтобы не потерять гарантию. Но мы вполне верим, что камера выстоит такие испытания без ущерба для себя.
То, что профессиональная беззеркальная камера весит примерно столько же, как и Nikon D5, и по размерам не уступает спортивной зеркальной камере, пожалуй, заслуга встроенной ручки вертикального хвата. Но Fujifilm не клонирует хват у Nikon. В горизонтальном положении выступ лежит в руке удобно, а в вертикальном положении из-за меньшего размера и более угловатой формы уже не так удобно. У камеры на хвате расположены дублирующие кнопка спуска, джойстик для фокусировки, шесть аппаратных кнопок, а также кнопки меню быстрого доступа и два колеса настройки, что очень удобно и практично. В частности, нам очень понравилась кнопка переключения режима, расположенная под кнопкой спуска затвора, нажав на неё, вы легко переключитесь между режимами A и M.
Дважды не значит дольше
Честно говоря, нам не совсем понятно, зачем камере два монохромных OLED-дисплея: один большой наверху справа, другой маленький под складным дисплеем. То, что имеет смысл у зеркальных камер из-за наличия у них оптического видоискателя, не особо оправдано у камеры беззеркальной. В конце концов, и так постоянно включен один дисплей, на котором отражается та же самая информация, что и на маленьких OLED-экранах: настройки экспозиции, объём свободного пространства на карте и гистограмма. При этом дисплей на задней панели не может быть отключен для экономии энергии. По крайней мере, мы не смогли найти подходящую настройку для этого, а это была бы очень полезная опция, учитывая наличие двух OLED-дисплеев. Поскольку, как и следовало ожидать, среднеформатную камеру с таким высоким разрешением Fujifilm GFX100 трудно назвать энергосберегающей моделью. Максимум 188 минут видео Ultra HD, а также 910 нажатий кнопки спуска — вроде совсем не плохой результат для беззеркальной камеры. Но GFX100 достигает этого значения только в том случае, когда в обоих батарейных отсеках стоят аккумуляторы NP-T125. А если использовать входящий в комплект съёмный электронный видоискатель, то количество кадров на одной зарядке будет уже всего около 470, это уже более правдоподобное значение. Отметим, что работать с OLED-видоискателем с его чрезвычайно высоким разрешением около 5,7 миллионов субпикселей, а также огромным 0,87-кратным увеличением — одно удовольствие. Поэтому дисплей на задней панели многие, наверняка, будут использовать только для контроля над изображением.
Хотя камера может быть заряжена через кабель USB Type-C от Powerbank, но процесс идёт так медленно, что кажется, что это только вынужденная мера. Прилагаемое зарядное устройство справляется со своей задачей — полной зарядкой, гораздо быстрее — примерно за 1,5 часа. Кроме того, Fujifilm предлагает дополнительно (примерно за 120 евро) приобрести адаптер питания AC-15V, который выручит, например, во время студийных съёмок. Кстати, у камеры есть опция «Tethered Shooting» (так называемая «привязанная съёмка»), которая работает через USB и Wi-Fi стандарта AC так же, как и возможность подключения студийных вспышек с помощью мини-синхронкабеля.
Fujifilm GFX100: инструмент для профессионалов
В любом случае Fujifilm GFX100, вероятно, чаще всего будет использоваться в студии. Конечно, стабилизатор изображения, удивительно хорошее качество изображения при высоких уровнях ISO, а также герметичный корпус идеальны для съёмки вне помещения, но большой размер и вес камеры, который, учитывая объектив, может составлять около трех килограммов, точно не делают GFX100 удобным повседневным компаньоном. И не стоит забывать, что каждый снимок «весит» 100 мегапикселей, а если вы снимаете в формате RAW, то уменьшить этот размер не получится.
Поэтому для уличной и документальной фотографии или для съемок природы гораздо лучше подходят модели GFX 50S и GFX 50R, уж не говоря о цене.
Стоимость новой камеры GFX100 без объектива — около 760 000 рубелй, что делает ее самой дорогой в нашем актуальном рейтинге, при этом такая цена — это ещё выгодное предложение. Сравнимые по характеристикам модели, такие как Phase One XF IQ3 100 Trichromatic, стоят более 3 000 000 рублей, а Fujifilm стоит в четыре раза меньше, и при этом у неё есть классные функции видеосъёмки и множество других дополнительных опций. Если вы решитесь приобрести GFX100, то ответственно заявляем, что вы станете владельцем лучшей камеры, из тех, что редакции CHIP посчастливилось протестировать.
Вывод по продукту:
Камера Fujifilm GFX100 превосходно показала себя в нашем тесте, в частности продемонстрировав, непревзойденное качество изображения. Среднеформатный сенсор изображения с разрешением 100 мегапикселей показывает очень высокую резкостью края, впечатляющий уровень детализации и поразительно низкий уровень шума. Оснащение камеры тоже впечатляет: прочный магниевый корпус, видеорежим Cinema 4K и многое другое подтверждают профессиональные амбиции Fujifilm GFX100. Единственным слабым местом камеры оказалась скорость, которая могла бы быть и выше, как при автофокусировке, так и при непрерывной съемке. Однако, учитывая формат датчика и размер объектива, этот небольшой недостаток нас не очень удивляет. За все свои остальные характеристики камера сразу взлетела на первое место нашего рейтинга. И по цене, кстати, тоже.
Преимущества
Лучшая камера по качеству изображения
Удивительно мощный видеорежим 4K
Первая среднеформатная камера со стабилизатором изображения
Огромный видоискатель с высоким разрешением
Прочный и относительно эргономичный корпус
Недостатки
Соответственно, огромный размер файлов
Дисплей на задней панели не выключается
Не смотря на наличие двух аккумуляторов слишком короткое время автономной работы
Автофокус лишь условно подходит для съёмки движущихся объектов
Держать камеру за вертикальный хват не очень удобно
Альтернатива:
Fujifilm GFX 50R
100 мегапикселей — такое огромное разрешение вряд ли требуется в работе всех фотографов. 50 мегапикселей в этом плане кажутся гораздо более практичным значением для камеры такого уровня. Да и места на карте памяти такие файлы будут занимать существенно меньше.
С Fujifilm GFX50R вы получите хорошую среднеформатную камера по вполне разумной цене, правда, UHD-видео и стабилизатора изображения, как у GFX100, у неё нет.
Читайте также:
- Тест и обзор DSLM-камеры Fujifilm X-T30: урезанная, но классная
- Обзор среднеформатной камеры Fujifilm GFX 50R: королева беззеркалок
Фото: компании-производители