Как тестирует CHIP: GPS-навигаторы
Несмотря на то, что смартфоны становятся все более хорошими навигационными устройствами, многие автомобилисты продолжают отдавать предпочтение отдельно устанавливаемым навигаторам. Вниманию именно таких пользователей мы и предлагаем ориентиры в сложном рынке навигационных приборов в виде результатов наших всеобъемлющих и независимых тестовых испытаний.
Наши тестеры помимо прочего проверяют укомплектованность гаджетов картами и навигационные функции, проводят множество различных измерений, проезжают определенные заранее маршруты и в конце сравнивают полученные данные. Все эти действия помогают выяснить, насколько хорошо то или иное устройство в таких пяти тестовых категориях, как «Навигация», «Оснащение», «Производительность и управление», «Дисплей» и «Аккумулятор». Навигатор, продемонстрировавший в соответствующей зачетной дисциплине лучшие показатели, получает наивысшую оценку — 100 процентных пунктов. Количество баллов у остальных устройств, соответственно, будет меньше.
Все эти результаты с определенным «весом» складываются в общую оценку, которая служит основанием для размещения навигатора на определенном месте нашего соответствующего рейтинга. Он изменяется динамически: как только в список попадает модель, получившая рекордную оценку, баллы всех протестированных ранее устройств пропорционально «обесцениваются». Далее мы расскажем, какие данные рассматриваются в отдельных тестовых категориях.
Навигация (30%)
Основное внимание в нашем нави-тесте, разумеется, уделяется непосредственно процессу навигации — результаты, полученные в данной тестовой категории, вливаются в общую оценку с «весом» 30%. Эта зачетная дисциплина позволяет проверить как навигационные функции, так и качество сопровождения во время тестовой поездки.
Здесь проверяется и наличие различных вспомогательных функций. Например, предварительный просмотр проложенного маршрута или обозначение наиболее значимых участков, скажем, светофоров. Также относительно процесса планирования пути мы внимательно изучаем: может ли система находить на выбор пользователя самый короткий или самый быстрый маршруты? Можно ли прокладывать сложные пути, по меньшей мере с двумя промежуточными пунктами? Может ли пользователь влиять на прокладку маршрута и выбирать альтернативные пути? Можно ли распределять по категориям «избранные» точки на карте, например заправки или рестораны, и назначать их в качестве цели одним касанием пальца? Кроме того, мы обязательно замеряем время, которое требуется навигатору на определение текущего местоположения после того, как прибор был выключен на один день. В конце концов, мало кто из водителей захочет ждать готовности навигатора несколько минут, прежде чем можно будет отправляться в путь.
Наряду с этим навигатор не должен терять сигнал, находясь в пути. Визуальное и акустическое отображение должно хорошо взаимодействовать с происходящим вокруг. Мы проезжаем заранее «измеренные» маршруты и осложняем условия работы, в том числе «заглядывая» в туннели. Мы проверяем, насколько точно система приводит нас к необходимому адресу. К хорошему сопровождению мы относим информативность изображения и четкость указаний, причем должно это касаться не только начальной и конечной точек пути, но и, например, работы с данными о пробках. Карты не должны быть ни перегруженными информацией, ни по-спартански скудными. Кроме того, голосовые уведомления должны быть четкими и понятными, не пропадающими даже при громком окружающем шуме.
Оснащение (25%)
В тестовой категории «Оснащение» мы проверяем изначально предустановленный объем карт и наличие бесплатного обновления данных. Кроме того, так как с каждым обновлением, как правило, объем информации увеличивается, мы оцениваем, насколько много есть свободной памяти и можно ли будет ее расширить при необходимости. Важным считаем мы и способность навигатора использовать информационные каналы, например, возможно ли загружать только базовые данные из Traffic Message Channel (TMC), или устройство способно запрашивать транспортные данные в режиме реального времени. Каким образом трафик попадает на устройство: через модуль мобильной связи, по каналам цифрового радио DAB+ или с помощью подключенного по Bluetooth смартфона с установленным на нем приложением? В каких странах получится получать эту информацию? Потребуются ли на это дополнительные расходы? Ответы на эти вопросы особенно сильно влияют на оценку и демонстрируют наиболее заметные различия между устройствами.
Кроме того, мы оцениваем такие дополнительные функциональные возможности, как применимость навигатора в качестве накопителя при подключении смартфона через Bluetooth. Не остается без внимания наличие в комплекте поставки крепления, а также его качество.
Производительность и управление (25%)
Хорошее навигационное устройство должно быть убедительным еще и такими своими качествами, как производительность и удобство управления. Система должна быстро прокладывать маршруты, работать в целом стабильно и оперативно реагировать на прикосновение пальцев. Кроме того, мы оцениваем, насколько эффектно и эффективно реализовано управление навигатором. Полезными являются функции интеллектуального поиска и сохранения часто используемых маршрутов. Дополнительным преимуществом считается наличие меню быстрого запуска, которое позволяет выбрать основные функции.
Навигаторы с голосовым набором и голосовым управлением получают дополнительные рейтинговые баллы. Не менее важно: насколько интуитивно понятным является управление, найдет ли пользователь все необходимые ему функции даже без инструкции? Логично и продуманно ли сгруппированы различные уровни меню? Ничто не раздражает больше, чем запутанное меню. Далее мы оцениваем качество изготовления корпуса, а также размеры и вес навигатора.
Дисплей (15%)
Если уведомления и пункты меню на экране видны плохо, долго пользоваться таким устройством не захочется. Поэтому мы выделяем проверку характеристик дисплея в отдельную тестовую категорию. Доля этой дисциплины в общей оценке: 15%. Мы проверяем читабельность экрана с разных ракурсов, а также то, насколько быстро дисплей покрывается отпечатками пальцев. Кроме того, мы оцениваем тип технологий, используемых при изготовлении сенсорного дисплея. Хотя уже существуют модели с емкостными экранами, которые образцово реагируют на прикосновение, по-прежнему многие навигаторы оснащаются устаревшими, резистивными сенсорными панелями, которые требуют от пользователя сильного нажатия пальцем, а зачастую еще и большого терпения. В чек-лист также входят такие параметры, как размеры диагонали и плотность пикселей.
Аккумулятор (5%)
Несмотря на то, что навигаторы используются преимущественно в машине, проверку характеристик аккумулятора они все равно пройти должны. Режим работы от батареи может пригодиться не только в том случае, когда пользователь захочет сходить куда-то пешком, но и если он захочет спланировать маршруты заранее, находясь, например, дома. В лаборатории навигатор проверяется в «наихудших условиях». Мы проводим измерение минимальной продолжительности времени автономной работы при слабом сигнале со спутников и максимально ярких настройках дисплея.