Лучшие игровые движки

18.07.2011

Что определяет хорошую игру? Получаемое в процессе удовольствие, геймплей, реалистичный звук? Безусловно, все эти аспекты важны, но, положа руку на сердце, первое, на что обычно обращаешь внимание, — это качество графики.

Что определяет хорошую игру? Получаемое в процессе удовольствие, геймплей, реалистичный звук? Безусловно, все эти аспекты важны, но, положа руку на сердце, первое, на что обычно обращаешь внимание, — это качество графики.

Новый движок CryEngine 3 обеспечивает высокое качество графики и непревзойденный уровень реалистичности В реальной жизни в случае знакомства и общения с людьми именно внешность оказывает на нас наибольшее влияние при формировании первого впечатления. С компьютерными играми дело обстоит практически так же: первое, на что обращаешь внимание, — это графика. Еще до знакомства с сюжетом, особенностями управления и звуковым оформлением мы оцениваем достоинства и недостатки качества картинки. Именно этот фактор в первую очередь определяет то, какие эмоции игра будет вызывать с самого начала — положительные или отрицательные.

Основой любой игры является игровой движок. Выступая в качестве своеобразного фундамента, он задает ее базовые особенности, и именно от него зависит, окажется ли игра двух- или трехмерной, будет ли использоваться изометрическая проекция или перспектива от первого лица.

Герои нашего времени: CryEngine 2 & RAGE Engine

Сегодня на рынке представлено огромное количество различных игровых движков, но лишь немногие из них способны по-настоящему удивить геймеров.


CryEngine 2. Первая часть культового экшена Crysis демонстрировала по-настоящему красивую графику CryEngine2: игровой High-end.
Причина столь ошеломительного успеха игры Crysis кроется не в выбранной перспективе (от первого лица) и даже не в сюжете — все дело в графике. Поближе познакомившись с Crysis и проведя за игрой некоторое время, вы обязательно поймете, о чем идет речь: при использовании подходящего «железа», позволяющего задать максимально высокое качество графики, шутер смотрится просто великолепно. В первую очередь это связано с тем, что движок разрабатывался компанией Crytek исключительно для компьютеров. Для игровых консолей PlayStation 3 и Xbox 360 шутер Crysis считался слишком требовательным, поэтому Crysis была задумана именно как эксклюзивная игра для ПК.

Однако красота имеет и обратную сторону: в то время как обладатели мощных систем класса High-End могут наслаждаться невероятными графическими эффектами, четкими текстурами, реалистичной физикой, высочайшим уровнем детализации и плотности сетки полигонов, владельцам недорогих компьютеров приходится мириться с менее привлекательной картинкой, которая лишена большого количества деталей. На момент выхода игры Crysis ажиотаж у геймеров был очень высок, так как немногие компьютеры того времени были способны продемонстрировать все прелести игры. В настоящее время это уже не такая большая проблема, ведь с Crysis справляются даже ПК среднего уровня, обеспечивая комфортные 30 кадров в секунду.


RAGE Engine. Основным преимуществом этого движка являются реалистичные картины широких ландшафтов RAGE: широкие просторы
. Движок RAGE является детищем компании Rockstar Games и был разработан студией Rockstar San Diego. Имя RAGE складывается из первых букв полного названия — Rockstar Advanced Game Engine. Первоначально Rockstar использовала движок RenderWare, который стал основой для трилогии Grand Theft Auto. Так как в конечном итоге компания была лишена лицензии, она начала работу над собственным проектом, который впервые был опробован в симуляторе настольного тенниса Rockstar Games Presents Table Tennis в 2007 году. Позднее RAGE был задействован в таких играх, как Grand Theft Auto IV, Midnight Club: Los Angeles и Red Dead Redemption.

Благодаря тому что все названные игры основаны на принципе Open World (открытый игровой мир), движок особенно искусен в плавном отображении обширных природных пейзажей. В некоторых случаях может показаться, что с передачей мелких деталей он справляется хуже, чем его конкуренты, зато коньком RAGE являются реалистичные картины уличных панорам, широких степных ландшафтов и автодорог.

Классика жанра : Unreal Engine и Source Engine

Данные игровые движки пользуются особой популярностью у разработчиков, поэтому довольно часто встречаются в современных играх. Речь идет о Unreal и Source, созданных специалистами компаний Epic Games и Valve.


BioShoсk — это высокое качество графики, отличная стилизация, мрачная атмосфера локаций и захватывающий сюжет, держащий в напряжении до самого финала Unreal Engine: большая популярность.
Unreal Engine, разработанный компанией Epic Games, стал настоящей классикой. Этот графический движок обладает богатой историей, которая началась в 1998 году, когда он был официально представлен на примере культового 3D-шутера Unreal. С самого начала Epic преследовала цель широкомасштабного распространения Unreal Engine, предлагая сравнительно недорогие лицензии на свой продукт. Вскоре после этого вышли долгожданные игры Deus Ex и Rune, основанные на этом же движке, что прибавило ему популярности. В 2002 году Epic завершила работу над Unreal Engine 2 — первой игрой на его основе стал бесплатный армейский шутер America’s Army. Немногим позднее появились игры Unreal Tournament 2003 и Unreal 2, также построенные на базе данного движка. Выход культового шутера Unreal Tournament 2004 ознаменовал появление Unreal Engine 2.5, тогда как в основу Unreal Tournament 3 была положена актуальная на данный момент версия 3.0. Ввиду своей легкой портируемости на платформы Xbox 360 и PlayStation 3 движок Unreal Engine и по сей день является очень популярным. Обширный список игр на основе его третьей версии включает в себя такие шедевры, как Mass Effect, Medal of Honor: Airborne, Tom Clancy’s HAWX 2, Rainbow Six: Vegas 1 & 2, а также BioShock.

Поэтому утверждение, что Unreal Engine является наиболее популярным коммерческим движком для 3D-игр, используемым не только компанией Epic, но и многими другими крупными разработчиками, не будет преувеличением.
Vampire Bloodlines. Одна из первых игр на движке Source имела все шансы на то, чтобы стать хитом своего времени Source: повод для праздника
. Игровой движок под названием Source от компании Valve еще на стадии разработки сумел привлечь к себе пристальное внимание. Этим он обязан в первую очередь невероятному успеху игры Half-Life. На момент выхода Source в 2004 году Valve планировала приступить к двум новым проектам: Half-Life 2 и Team Fortress 2. К тому времени компания Troika Games завершила работу над Vampire: The Masquerade Bloodlines, также основанной на Source, но с несколько иной предысторией. Troika Games лицензировала для своего проекта раннюю версию, внеся в него изменения, позволившие создать классическую ролевую игру с элементами экшена. В то время как Half-Life 2 была засыпана похвалами и по сей день считается одним из выдающихся шутеров, ответом Troika Games стала довольно сырая игра на вампирскую тему — Bloodlines. Но примененный в ней движок Source был воспринят сугубо положительно. Помимо великолепной графики в Source имеется и встроенная адаптированная версия физического движка Havok (см. далее), который и сегодня, наряду с PhysX, имеет большое значение в игровой индустрии. Следующими играми на базе Source станут Dark Messiah of Might and Magic и Postal 3.


NVIDIA PhysX. Благодаря поддержке этого физического движка взрывы в игре Mafia 2 выглядят очень реалистично Физика в играх: физические движки.
Физический движок — это подсистема игрового движка, которая отвечает за симуляцию физики твердых тел, жидкостей и тканей. Он позволяет разработчикам существенно уменьшить объем работ по созданию физической модели виртуального мира. На сегодняшний день существует несколько активно используемых в играх физических движков: Havok, поддерживаемый компанией Intel, открытые Bullet Physics Library и Open Dynamics Engine, бесплатный, но закрытый Newton Game Dynamics и NVIDIA PhysX. Все эти решения, за исключением последнего, используют для расчета игровой физики только ресурсы центрального процессора. И лишь PhysX от NVIDIA может задействовать мощность графического чипа для ускорения расчетов. Ведь видеоадаптеры работают в несколько раз быстрее центральных процессоров во время решения задач, хорошо поддающихся распараллеливанию, что позволяет использовать дополнительные физические эффекты.

Наследники трона: CryEngine 3 и id Tech 5

Но как бы привлекательно ни смотрелись современные игры, следующее поколение графических движков уже не за горами. Особый интерес сегодня вызывают новые разработки Crytek и id Software.


CryEngine 3 Новый движок позволяет эффективно работать с освещением, и выводить впечатляюще красивую картинку с плавной лицевой анимацией персонажей CryEngine3: самая лучшая графика?
Поклонники продукции компании Crytek связывают с графическим движком CryEngine 3 большие надежды, и это неудивительно, учитывая успех его предшественника. Однако теперь Crytek применяет принципиально новый подход, отличающийся от версии 2. Так, CryEngine 3 в равной степени поддерживает все основные платформы. Разработчики отказались, например, от внедрения DirectX 11. Движок поддерживает DirectX 9, 10 и OpenGL — программные интерфейсы, которые без проблем могут быть реализованы в современных игровых консолях PlayStation 3 и Xbox 360. Стоит отметить, что движок CryEngine 3 в консольной версии смотрится так же привлекательно, как CryEngine 2 (использованный в первой части Crysis) на компьютере. Да и сама компания Crytek утверждает, что с CryEngine 3 уровень качества на всех платформах стал значительно выше. Нам остается только с нетерпением ждать массового внедрения этого движка. На данный момент известны только две использующие его игры. Речь идет о недавно вышедшем хите Crysis 2 и S.T.A.L.K.E.R. 2, появление которого ожидается в первом квартале 2012 года.


Rage. Данный шутер от первого лица с элементами ролевой игры находится в стадии разработки компанией id Software и выйдет в сентябре 2011 года. В нем будет использован движок id Tech 5 id T ech 5: возвращение легенды.
Компания id Software — один из основателей жанра 3D-шутеров, которые, без сомнения, являются «локомотивами» развития игровых движков. И это понятно: стоит id Software начать новый проект, как внимание всего геймерского сообщества сразу же приковывается к нему.

В настоящее время команда разработчиков во главе с Джоном Кармаком — ведущим программистом компании, стоявшим у истоков жанра, — трудится над пятой версией своего движка под названием id Tech 5. В качестве демонстрационной игры, основанной на новом движке, на этот раз будет использоваться не Doom или Quake — фирменным знаком компании станет Rage, способная увлечь геймеров в открытый виртуальный мир, в котором можно свободно передвигаться. Стоит отметить, что американские разработчики всегда славились тем, что создавали игры с закрытым пространством, где преобладали узкие мрачные коридоры, но с этим в компании решили покончить раз и навсегда и в id Tech 5 сделать основной акцент на широких ландшафтах. Помимо Rage компания также анонсировала выход шутера Doom 4.

Мал золотник, да дорог: альтернативные игровые движки

Наряду с крупными разработками существует ряд менее известных решений, которые, однако, довольно часто используются в играх и обеспечивают весьма привлекательную графику.


Call of Duty: Modern WarFare 2 использует игровой движок Infinity Ward и отличается невысокими требованиями к «железу» Call of Duty & Co: существующие движки.
Говорит ли вам о чем-нибудь аббревиатура IW 4.0? Как можно догадаться по первым буквам, речь идет о движке Infinity Ward, который является основой почти всех игр серии Call of Duty. Модифицированные версии движка студия Treyarch использовала в Call of Duty: World at War и игре Quantum of Solace (по мотивам фильма «Квант милосердия» о суперагенте Джеймсе Бонде). Первоначально движок основывался на id Tech 3 (из Quake 3 Arena), однако в Call of Duty: Modern Warfare 2 был применен уже его измененный вариант. IW 4.0 является самой последней версией движка и используется также в Call of Duty: Black Ops. Графический движок OGRE из World of Warcraft не является чем-то выдающимся, но в случае с ним речь также идет именно о полноценном игровом движке, ведь это, пожалуй, самое главное из всех решений с открытым исходным кодом, представленных на рынке.

Начиная с 2005 года на основе данного бесплатного продукта было создано большое количество игр — в основном приключенческого жанра, например Venetica, The Book of Unwritten Tales, The Haunted, Jack Keane и т. д. И хотя по качеству графики OGRE не может сравниться с коммерческими решениями, но идеально подходит для небольших проектов. А что же насчет DirectX 11? На данный момент существует немного игр, которые обладают встроенной поддержкой данного интерфейса. Пример тому — движок EGO, который ориентирован в первую очередь на автосимуляторы. Он используется в таких играх, как Colin McRae: DiRT, Race Driver: GRiD, Operation Flashpoint: Dragon Rising и Colin McRae: DiRT 2.


Battlefield Bad Company 2. Игровой движок Frostbite Engine позволяет до основания уничтожить практически любой объект в игре Unreal 4 & Co: что ждет нас в будущем?
О готовящейся к выходу новой версии Unreal Engine от компании Epic Games еще мало что известно.

Согласно заявлениям ведущего дизайнера компании Epic Марка Рейна, работа над движком ведется еще с 2003 года, однако основные усилия в его разработку были вложены лишь начиная с 2008-го. В настоящее время ожидается, что этот движок будет готов только к 2013 году. Проекты по созданию игр на его основе пока отсутствуют, однако существует предположение, что первым из них станет Unreal 4. Следующей крупной серией шутеров является Battlefield, в которой используется движок Frostbite Engine, разработанный компанией EA Digital Illusions CE. Недавно вышедшие игры серии Battlefield основаны на версиях движка 1.0 и 1.5. В Battlefield Bad Company 2 — одной из последних игр — используется сильно модифицированный вариант Frostbite 1.5, в котором содержатся элементы DirectX 11. Однако полноценная интеграция интерфейса будет осуществлена только в версии движка 2.0.