Китайский хайтек завоевывает Запад

26.12.2014

В Поднебесной есть свои Facebook, Twitter, eBay и Google, которые уже выходят с локального китайского рынка на мировой. Причем китайские сервисы уже сегодня во многом превосходят свои западные прототипы.

Китайские интернет-компании по масштабам и количеству пользователей уже давно догнали Facebook, Twitter и eBay, только об этом у нас мало кто знает — до недавних пор они были доступны только у себя на родине. Однако уже в следующем году ситуация может измениться: китайский рынок скоро станет слишком мал для клонов американских IT-компаний.

Первый прорыв еще в этом году уже совершила Alibaba Group. 19 сентября компания провела IPO и получила около $25 млрд одним махом. Согласно оценкам специалистов, биржевая стоимость азиатской компании достигла $231,4 млрд. Она оценивается примерно так же, как и компании масштабов Samsung, Microsoft или IBM. Американские компании тоже получили свою долю «пирога». Так, концерн Yahoo!, владеющий 24% акций Alibaba, стал богаче на $5,1 млрд.

Alibaba может охватить Северную Америку и Европу

Джейн Чжан, Институт исследования рынка информационных технологий Gartner

За Alibaba стоит невероятное количество пользователей: 600 млн клиентов регулярно совершают покупки на сервисе Tmall (аналог Amazon) и TaoBao (аналог eBay) на сумму в $250 млрд в год. Доля на китайском рынке составляет 80%, а 70% всех посылок внутри Китая выпадают на онлайн-заказы Tmall и Taobao.

Разместив акции в рамках IPO, Alibaba планирует обосноваться в Северной Америке. Шансы на успех неплохие. «На первый взгляд Taobao напоминает, наверное, eBay», — разъясняет аналитик Gartner Джейн Чжан. Но у Taobao совершенно иной принцип работы: сервис получает деньги за рекламу, каждая покупка совершается через платежный сервис AliPay, перечисляющий деньги продавцу только по прибытии товара — услуга, которую eBay ввел сначала с опозданием, а потом опционально.

Китайский Twitter в затруднительном положении

Серьезные структурные преимущества по сравнению с западными аналогами предлагают почти все китайские интернет-компании. На Weibo (название, к слову, означает «вести микроблоги») твиты можно отмечать как понравившиеся и комментировать. Кроме того, в 140 китайских символов получается вкладывать гораздо больше информации, чем в 140 латинских. Поэтому Weibo давно превратился в новостной канал, держащий китайцев в курсе последних событий.

Однако, как и в Twitter, преимущество остается за звездами. Рекорд на Weibo принадлежит мартовскому посту актера Вэня Чжана, который был замешан в скандале, — за 10 часов твитом поделились 2,5 млн пользователей. Пока что сервисом пользуются только жители Китая, но Weibo хочет расшириться. Чтобы привлечь к себе внимание, в 2012 году Weibo выступил спонсором матча испанского футбольного клуба «Вильярреал».

Sina Weibo — это гибрид ленты новостей Facebook и Twitter, которым также пользуются многие звезды

В начале 2014 года Weibo представил английскую версию веб-сайта. «Влияние Weibo за рубежом поначалу ограничится китайскоговорящими сообществами», — размышляет Чжан. Но в развивающихся странах, где Facebook и Twitter еще не достигли больших масштабов, иноязычные версии сервиса способны достичь более весомого успеха, считает аналитик. Это необходимо, так как текущие темпы ежегодного роста в 40% в Китае удержать невозможно.

Поисковик Baidu в Кремниевой долине

Точно в такой же ситуации оказывается конкурент Google — Baidu. За последний квартал концерн, насчитывающий более 40 различных сервисов, начиная от поисковой системы по онлайн-энциклопедии и до облаков, вырос на 59%. Доля Baidu на китайском рынке составляет 63%. Доход пятый по величине веб-сайт в мире получает от рекламы, но пока вынужден пропустить вперед конкурента в лице Google — на каждом пользователе оригинал из Сан-Хосе зарабатывает в два с лишним раза больше, чем Baidu.

Однако картина в скором будущем может измениться: с одной стороны, китайский поисковик, к радости музыкальной индустрии, находит MP3, с другой — рекламные результаты поиска намного терпимее. Срабатывает принцип «тот, кто платит, чтобы оказаться в верхних строчках результата поиска, наверняка предложит что-нибудь стоящее».

Baidu насчитывает более 600 млн пользователей

Недавно концерн расширил сервис, запустив сайт ежедневных распродаж (Daily Deal) и мобильный онлайн-видеосервис. И совсем скоро Baidu насядет на Google — в пространственном отношении, по крайней мере.

Китайцы вложили сумму, эквивалентную примерно 11 млрд рублей, в исследовательскую лабораторию искусственного интеллекта. Концерн намерен разработать алгоритмы, которые улучшили бы вычислительную мощность серверов по принципу работы человеческого мозга. Однако, по мнению аналитика Чжан, у Weibo, как и у Baidu, шансы на то, чтобы составить серьезную конкуренцию Google, невысоки.

Baidu внешне выглядит в точности как Google, только с другим логотипом, однако за этим кроется гораздо больше

«Для того чтобы добиться успеха, им нужны сторонние компании, которые будут пользоваться их услугами», — объясняет она. А компании Северной Америки и Европы пока не видят оснований для того, чтобы поменять Google на Baidu, поэтому расширение на рынки развивающихся стран также может быть более разумным. Этим путем в прошлом уже пошли такие китайские производители оборудования, как Huawei, ZTE и другие.

Наступление на фронте мобильных приложений

В то время как почти все китайские интернет-компании думают о расширении на Запад, одна из них уже там. Еще с 2009 года система обмена мгновенными сообщениями (Instant Messenger, IM) и социальная сеть Tencent QQ поддерживает 18 разных языков, — сервисом пользуются около 800 млн пользователей, в том числе его потоковой платформой (Streaming Platform) и социальными играми (Social Games).

Поэтому Чжан оценивает Tencent QQ как одного из самых многообещающих конкурентов таких западных компаний, как Facebook. «Они уже адаптировали свою стратегию под региональные рынки и нашли сильных партнеров», — говорит аналитик. Так, в США их игры распространяются AOL.

В России китайские сервисы даже популярнее, чем на Западе

В частности, площадку aliexpress.com ежемесячно посещают почти 16 млн человек из России, что вдвое больше аудитории ozon.ru. Но китайские гиганты подгоняют развитие американских коллег, понуждая их вести конкурентную борьбу.

Миллионы, которые Amazon вкладывает в развитие сервиса облачных вычислений (Cloud Computing), — это тоже ответ на расширение Alibaba. Китайцы уже работают над подобным проектом, говорит Чжан. Бывшее подразделение Alibaba, компания Aliyun, предоставляет свои облачные сервисы более чем 1,4 млн пользователей.

Около $25 млрд дохода

Первичное размещение акций Alibaba принесло $25 млрд. Биржевая стоимость компании составила $231,4 млрд. Это в два раза больше суммы, в которую оценивалась Facebook на своем IPO. А Yahoo! только рад: американский концерн владеет 24% Alibaba.