Настольная игра «ДнД»: что это такое, как в нее играть и почему ее любят миллионы?
Настолки — это повод собраться компанией друзей и весело провести время. «Монополия», «Мафия» и «Имаджинариум» уже приелись, поэтому давайте сегодня поговорим об очень крутой игре. Мы расскажем вам, как играть в "Подземелье и драконы" и почему она становится все популярнее.



Мы заметили, что настольная игра Dungeons&Dragons стала набирать популярность: люди чаще обсуждают ее с друзьями, и участившиеся поисковые запросы «настольная игра ДнД что это» — прямое тому подтверждение. Если вы слышали про эту настолку и хотите разобраться в правилах, то мы постараемся дать вам всю необходимую информацию, чтобы, оказавшись в компании играющих, вам было легче освоиться и втянуться в процесс. Поехали.
Содержание:
- Вкратце про историю
- Почему «ДнД» настолько популярна?
- Что из себя представляет эта игра?
- Как создать персонажа?
- Начинаем играть
Немножко истории
Вообще Dungeons&Dragons впервые была замечена на игровых столах в 1974 году. Она собирала вокруг себя тысячи поклонников, ведь компьютерных игр тогда не существовало. И, кстати, D&D оказала огромное влияние на такие жанры как RPG и пошаговые стратегии. Можно сказать, что основные принципы прокачки героя и боевая система были взяты именно отсюда. Гэри Гайгэкс и Дэйв Арнесон, наигравшись в старые военные настольные стратегии, поняли, что игрок может управлять не целыми армиями, где каждый из юнитов ничего не значит, а конкретными персонажами, прокачивая их навыки и экипировку. Первый создал Chainmail, а второй — Blackmoor. Оба гейм-дизайнера были под впечатлением от работ друг друга, что решили поработать вместе. Так и появилась на свет Dungeons&Dragons. Каждый игрок управляет своим персонажем, придумывает ему биографию, характер и мотивацию. Также каждый выбирает набор навыков, с помощью которых герой способен побеждать в схватках.
D&D претерпела множество редакций, но на сегодня самой удачной считается «пятая» («5е»). Она более лояльна к новичкам и нравится всем: и любителям сценарного прохождения, и поклонникам сражений. Так и что это получается: «ДнД» существует уже более 50 лет? Да. Среди любителей настольных игр она считается легендарной классикой. И в наши дни наступает новый рассвет этой увлекательной настолки.
Почему она так популярна сегодня?
Ну, скажем так, в широких кругах вы не услышите о «Подземельях и драконах» слишком уж часто. Ее популярность можно рассматривать исключительно в рамках любителей настолок. И вот почему D&D сегодня считается одной из самых популярных стратегий:
- Фэнтези-жанр. Это направление было популярным всегда: что в фильмах, что в книгах, что в играх. Произведения Толкина не раз переносились на экран — и это магия фэнтези. Легко придумывать новую историю, когда полет фантазии не ограничен. Другое дело в каноничных военных стратегиях, где нет никакой магии и драконов, а лишь поля с холмами и деревьями по бокам.
- Игровой процесс удачно сочетается с социальным взаимодействием (в рамках одной игровой сессии). Ведущий придумывает историю и может нарочно подыгрывать некоторым героям, а других же, наоборот, ставить в затруднительные ситуации. Особенно интересно, когда события на игровом столе влияют на взаимодействие между ведущим и игроком — это всегда порождает новые интересные ситуации в процессе игры и бурные дружеские споры.
- Уникальный опыт. Любители компьютерных RPG, ни разу не игравшие в «ДнД», остаются под мощным впечатлением. Такого игрового опыта у них еще не было. Одно дело, когда это происходит на мониторе, другое — на столе, где все вокруг выдумано только что.
Dungeons&Dragons: что за игра?
Самый главный принцип настолки D&D — здесь нет ни победителей, ни проигравших. Это отдельная увлекательная история, которую пережили игроки. Ведь сама суть — наслаждаться процессом, а не результатом. Золотое правило «ДнД». Но многие игры сегодня, особенно компьютерные, пренебрегают этим простым, но важным принципом. Именно процесс игры в Dungeons&Dragons приносит массу удовольствия.
В вашей компании должен быть человек с богатым воображением — именно он возьмет на себя роль Dungeon Master («Мастер подземелья»). Или сокращенно, DM, но в русскоязычной среде чаще всего используется «мастер». Он не просто ведущий, нет, ДМ тоже принимает участие в игре: руководит противниками, играет за неигровых персонажей (NPC) и др. Но самое главное — DM рассказывает историю на ходу: придумывает причину, почему персонажи собрались вместе, какие трудности стоят перед ними, выбирает карты с локациями, описывает местность и т.д. Если вы думаете, что найти DM в компании это как заставить кого-то стоять на воротах, то нет. Эта роль востребована и дефицита рассказчиков не существует: большинство втянувшихся и полюбивших D&D стремятся стать ДМ. Еще он выступает в роли арбитра и решает спорные ситуации как захочет. В общем, DM создает все ситуации, которые возникают на игровом поле. А исход событий решается бросками кубиков — классическая история для большинства настольных игр.
Все остальные выбирают себе персонажа, придумывают ему биографию и историю. Рассказывают, почему он здесь и как он относится к остальным участникам группы. Можно придумать все, что угодно, а остальные обязательно подыграют вам. К примеру, вы заявили, что ваш персонаж злой и не доверяет никому из присутствующих. Но в процессе игры вы будете все чаще взаимодействовать с товарищами и ваш герой потихоньку подобреет — это очень увлекательно. Самое главное — желание фантазировать и подыгрывать. Людям, которым это не интересно, будут лишь портить процесс и сеять раздор. Кстати говоря, такие отсеиваются еще на подготовительной стадии игры.
Как создать персонажа в игре «Подземелья и драконы»?
На начальной стадии каждый определяется с персонажем, а DM — с местом проведения стартовых событий. Не обязательно придумывать все с нуля, так как есть так называемые «прегены» (предварительно сгенерированные варианты). Это такие герои, характеристики и история которых уже придумана. Такой вариант подойдет тем, кто не хочет заморачиваться над созданием своего персонажа. Остальные же следуют такому алгоритму:
- Выбираем расу. Их всего существует порядка сотни, но мы отметим самые популярные: эльфы, люди, дворфы, полуорки, тифлинги, наги и сатиры. Но вы можете выбрать любую — полный список можете глянуть здесь. Раса предусматривает базовые характеристики героя. К примеру, гномы пролазят в узкие проходы и т.д. Нет какой-то лучшей расы, ведь в каждой из них свои уникальные особенности.
- Выбираем происхождение. Можно придумать свое или выбрать из существующих: "Возрожденный", "Дампир" и "Порчекровные". Это для тех, кто не определился с расой. Происхождение заменяет ее полностью.
- Выбираем класс. Здесь есть как привычные волшебники, воины, друиды, жрецы, монахи, паладины так и необычные, вроде плута, варвара, следопыта и барда. Последний, чаще всего, выходит из боя без самого боя — силой слова и харизмой ему удается избегать сражений. В то время как варвар без секунды раздумий влетает в толпу с огромным топором наперевес. С полным списком классов можно ознакомиться здесь.
- Выбираем черты. Это тот набор особенностей, который никак не влияет на результаты поединков. Черты характера позволят вам вжиться в роль и взаимодействовать с другими героями соответствующим образом. Их очень много — посмотрите здесь.
- Распределяем характеристики. Их всего 6: сила, телосложение, интеллект, ловкость, мудрость и харизма. Здесь вам никто не даст везде поставить 30 (максимальное значение) и отправиться в бой будучи всемогущим терминатором. Существует 2 правила, как распределяются характеристики. Первое: у вас есть такой набор: 8, 10, 12, 13, 14 и 15 — сколько и куда решаете вы сами. Выгоднее всего максимальное число отнести в титульную характеристику (волшебник — интеллект и мудрость, воин — сила и телосложение и т.д.). Какой толк от варвара с харизмой или следопыта с мощным телосложением? Второе правило распределения интереснее и строится на удаче: вы 6 раз бросаете 4 кубика и складываете 3 наибольших числа. К примеру, у вас выпало 3, 1, 5 и 6 — вы складываете 5, 6 и 3, получаете 14. Записали. И так еще 5 раз. А дальше распределите эти значения куда хотите.
- Выберите мировоззрение. Что за игра в "Подземелья и драконы", если у вас персонаж все время молчит и нейтрально ведет себя в любой игровой ситуации? Нужно это исправить. И помогут нам мировоззрения. Именно то, как будут вести себя герои, будет влиять на их способности и силу на поле боя. Вообще многообразие мировоззрений строится на двух принципах: добро против зла и закон против хаоса. Смешивая эти базовые представления получается следующий набор мировоззрений: законопослушный добрый, законопослушный нейтральный, законопослушный злой, нейтральный добрый, истинно нейтральный, нейтральный злой, хаотичный добрый, хаотичный нейтральный и хаотичный злой. Вообще эти особенности заложены в расу, но если вы создавали своего персонажа исключительно сами, то можете выбрать мировоззрение из списка.
- Придумайте имя и биографию. Здесь вас никто не сковывает — сочиняйте что хотите.
- Внесите все это в лист персонажа. Туда также записывается вид оружия, тип заклинаний, навыки и т.д.
Как начать играть в «Подземелье и драконы»?
Для начала определимся, что для этого потребуется:
- Player's Handbook (инструкция для игроков) и Dunegeon Master's Guide (инструкция для ведущего).
- Листы персонажей — каждый игрок заполняет его самостоятельно.
- Кубики. Обычные и многогранные.
- Карты локаций и небольшие миниатюры.
- Жетоны (необязательно).
- Воображение — самое главное, без чего не обходится ни одна сессия в Dungeons&Dragons.
Кстати, у вас может не быть никакого реквизита, но сыграть все равно получится, ведь есть виртуальные доски онлайн. Наподобие Roll20 и Foundry VTT. Но обязательно должен присутствовать хотя бы один человек, знающий правила и общий принцип игры. Без него не получится поиграть, к сожалению.
Весь игровой процесс разделен на сцены, которые в сумме образуют сессии. Сессии же, собранные воедино, называют кампанией. Сцены состоят из разговоров (ролевые), сражений или исследования:
- Разговорные или ролевые сцены. Игроки взаимодействуют между собой или с NPC. Обсуждают стратегию, ссорятся, мирятся, торгуются и т.д. Пример: один игрок говорит другому, мол, давай попробуем поймать этого индюка, который ходит по деревне. Зажарим его на костре и съедим. Мастер вмешивается и говорит: «Оба бросаете проверку навыка «Ловкость», а сложность — 17». Игроки кидают кубики и ситуация решается.
- Сцена исследования. Игроки постоянно открывают что-то новое в каждом подземелье, а мастер обязательно описывает это и взаимодействует с ними. К примеру, игрок заявляет, что обнаружил древнюю книгу и пытается прочесть текст, который в нем написан. Мастер обыгрывает эту ситуацию: «волшебник не спеша берет в руки фолиант, сдувает с него вековую пыль и осторожно открывает книгу в случайном месте». Дальше говорит, мол, брось кубик на проверку навыка «Мудрость».
- Сцена боя. Начинается пошаговый режим: и игроки, и враги ходят по очереди. Кто первый — решает «Инициатива». Каждый бросает 20-гранный кубик и прибавляет модификатор от значения ловкости. У кого больше — тот первый. Можно переместиться (до 30 фунтов), атаковать, применить заклинание или помочь союзнику. Далее, если доступно, можно сделать дополнительное действие, а также оставить реакцию, наподобие «атака при уходе» (вражеский юнит получит урон, если попытается сдвинуться с места). К примеру, игрок говорит: «Бегу к гному и атакую мечом». Бросает кубик и если показатель больше либо равен классу брони соперника, то регистрируется попадание. Чтобы рассчитать урон — еще один бросок кубика. После каждого боя всем игрокам начисляется опыт. Прокачивая уровни, можно повышать нужные характеристики.
Что бы вы не делали, вам предстоит бросать кубики, чтобы определить, удачно ли для вас это закончилось или нет. Предположим, вы решились взобраться на крышу дома, так как увидели там сундук. Мастер смотрит на вашего героя и определяет сложность этого действия. Предположим, он установил значение 15. Если вы выбросили в сумме 15 или больше, то получаете то, что задумали. И так все время. Вы бросаете 20-гранный кубик всю игру. Все это называется «Проверка навыка». Причем, в зависимости от класса, расы и характеристик, вы будете прибавлять модификатор к полученному числу после броска кубика (или отнимать его — бывают и такие ситуации).
Кроме сражений, вы также будете гулять по городам, где можно торговать и брать задания у местных дельцов. Продираться сквозь дикую природу, в которой вы обязательно будете охотиться и строить лагерь. Но самое главное — приключения по подземельям. Именно в них будет происходить самое интересное.
Вряд ли мы сумели расставить все точки над «и», но что это за ролевая игра «ДнД» и общие представления об игровом процессе описали. Самое главное — это попробовать. Найдите компанию, где хотя бы один человек хорошо разбирается в правилах. Он вам за один вечер сможет рассказать и показать, как играть в «Подземелья и драконы». Поверьте, это не трудно, а очень даже увлекательно!
Что еще почитать?