Как мы пытались засудить спамеров, и что из этого вышло

Как мы пытались засудить спамеров, и что из этого вышло

Горький и поучительный опыт: вроде бы закон на твоей стороне, но тебе от этого не легче. Рассказываем, как пытались привлечь к ответственности телефонных спамеров.

Вам наверняка тоже звонили люди с предложениями то бесплатных юридических услуг, то опять-таки бесплатного медицинского обследования. Несколько месяцев назад одна моя знакомая пенсионерка рассталась с приличной суммой 50 000 руб. за… составление жалобы Президенту на неправильно рассчитанную пенсию! Якобы бесплатные «юристы» действуют нагло и цинично, будучи полностью уверенными в своей безнаказанности. После очередного звонка мне стало интересно: можно ли привлечь их к ответственности хотя бы за нарушение закона «О рекламе»: ведь я своих персональных данных им не оставлял, да и согласия на постоянные звонки не давал. Надо попробовать!

Ждать долго не пришлось

В конце января мне в очередной раз позвонили с предложением бесплатных юридических услуг. Звонил робот, я сразу же включил запись разговора на телефоне. Предложили нажать «1», если я заинтересован в консультации. Нажал. Монолог прервался.

Примерно через 40 мин. мне набрал уже живой человек. Как только я попросил его пояснить, на каком основании он осуществляет рекламный звонок, доброжелатель «бросил трубку». По-английски, не прощаясь. Юрист пропал и больше не объявлялся.

Записав все номера телефонов и время звонков, я отправился на сайт Федеральной антимонопольной службы, которая в частности курирует исполнение закона «О рекламе». Форма для обращения в ФАС оказалась на удивление проста.

Как мы пытались засудить спамеров, и что из этого вышло

С этого момента началось веселье. Заполнив все поля, я приложил аудиозапись разговора и попытался отправить письмо. Хотя файл был гораздо меньше допустимого по размеру, возникла ошибка при отправлении. Описание этой ошибки для пользователя — отдельный разговор.

Как мы пытались засудить спамеров, и что из этого вышло

Ну, бывает — удаляю вложение и снова пытаюсь отправить. Система ругается и просит подтвердить, что я не робот. При этом галочка в капче стоит, обновить капчу нельзя.

Как мы пытались засудить спамеров, и что из этого вышло

Перезагружаю страницу, предварительно скопировав свое обращение в буфер. Вновь заполняю все поля, прикрепляю аудиофайл, и… прохожу все круги ада снова. В третий раз, наученный опытом, отправляю запись без вложения. Успешно.

Как мы пытались засудить спамеров, и что из этого вышло

Вы правы, но…

Ответ пришел через 2,5 недели. Я и не ожидал каких-то реальных действий (слишком хорошо, чтобы быть правдой), но в тексте ответа на 2 печатные страницы хотелось увидеть хоть какой-то проблеск надежды. Увы. Весь ответ целиком можно почитать здесь (и скачать на память).

Первая страница — по сути прелюдия, выражающая мысль «Возможно, ты думал, что все так просто, написал электронное письмо и всё — но нет!». Самое интересное начинается со второй. Оказалось, что все-таки нужно готовить письменное заявление. В котором должны быть указаны:

  • ФИО и место жительства заявителя. Это вполне естественно.
  • Наименование рекламодателя, действия которого имеют признаки нарушения законодательства о рекламе. Но как, Холмс?! Не слышал еще ни одного спамера, который представился бы реальным именем и раскрыл бы название компании.
  • Описание фактов нарушения закона и требования заявителя.

Но это еще не все. К заявлению нужно приложить ряд документов.

  • Согласие антимонопольному органу на получение сведений о звонках и сообщениях.
  • Документы, подтверждающие что мой номер телефона принадлежит именно мне. Например, копию договора с мобильным оператором. Вы, к примеру, можете найти у себя такой?
  • Тексты/аудиозапись рекламы.
  • Детализацию звонков.
  • Согласие на раскрытие тайны связи.
  • Копию документов, подтверждающих факт обращения с требованием прекратить распространение рекламы и факт того, что распространение не прекратилось. Очевидно, то, что вас побеспокоили с рекламным предложением без вашего согласия еще не дает основания для разбирательств: вы должны погрозить пальчиком и попросить больше такими пакостями не заниматься. Но как, если спамеры моментально бросают трубку, как только слышат возражения и претензии?
  • Загадочные «иные документы».

Ну и вишенка на торте: все это добро нужно отправить «в адрес антимонопольного органа, на подведомственной территории которого находится лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе».

Теперь понятно, почему телефонные спамеры ничуть не боятся ответственности. Видимо, совсем нет желающих распрощаться с приватностью, предоставив государственному органу доступ к переговорам и переписке, и собирать кучу документов, некоторые из которых добыть очень непросто. Гораздо проще потерпеть и сбросить очередной звонок. Правда, за 3 недели ни один юрист еще не объявился — может, внесли в свои «черные списки». Хоть какой-то результат!

Леонид Воробьев, 
главный редактор ichip.ru

Теги безопасность