Правила съема: как избежать ошибок при создании HDR-фотографий

Правила съема: как избежать ошибок при создании HDR-фотографий

Несмотря на огромное количество специализированных программ, сразу получить качественные HDR-фото не удается даже опытным фотографам. CHIP расскажет, как избежать типичных ошибок при съемке и работе с исходными файлами, и даст полезные советы по фотокоррекции.

Несмотря на огромное количество специализированных программ, сразу получить качественные HDR-фото не удается даже опытным фотографам. CHIP расскажет, как избежать типичных ошибок при съемке и работе с исходными файлами, и даст полезные советы по фотокоррекции.

Суть HDR: исходные фото предоставляют всю необходимую информацию для любой части кадра Суть HDR: исходные фото предоставляют всю необходимую информацию для любой части кадра Пятна на солнце: Редактор Photomatix с помощью инструмента «Smoothing Highlights» и параметров «White Point» исправит ошибки слияния HDR-кадров Пятна на солнце: Редактор Photomatix с помощью инструмента «Smoothing Highlights» и параметров «White Point» исправит ошибки слияния HDR-кадров Яркие, насыщенные снимки с хорошей проработкой темных и светлых областей вызывают у зрителя восхищение. Невольно задумываешься о высоком профессионализме фотографа. Однако немалая заслуга в этом принадлежит специальной технике обработки исходных изображений, а точнее — алгоритму слияния нескольких кадров одного сюжета, сделанных с разными значениями экспозиции (брекетинг).

пейзаж с рельефными скалами, снятыми против яркого солнца. Обычное фото позволит отобразить либо детали скал с засвеченным белым небом, либо голубое небо с солнцем
и черный силуэт скал, что обусловлено возможностями матрицы камеры и форматом файлов.

Технология HDR (High Dynamic Range — высокий динамический диапазон) дает возможность создавать фотографии, диапазон яркости которых превосходит потенциал стандартных методов съемки. Благодаря этому удается отобразить на фото как детали объектов, находящихся в тени, так и тех, которые оказались в засвеченной области.

Но и у такой технологии, как HDR, существуют границы применения. Это связано с алгоритмом слияния снимков, в результате которого на фотографии появляются такие дефекты, как ореол на границе темных объектов и ступенчатые переходы между ярким солнцем и вечерним небом. Распространены и ошибки при съемке исходных кадров. Конечно, в некоторых случаях их можно использовать, чтобы передать определенное настроение. Но чаще всего такие артефакты выглядят именно как ошибки, из-за которых теряется ощущение реалистичности и на, казалось бы, идеальном снимке появляются ненужные детали. Иногда это можно исправить последующей обработкой в Photoshop. Однако лучше сразу понимать, из-за чего происходят подобные ошибки, и избегать их в своих работах.

В статье «Нереальное фото: применяем технику HDR» мы уже знакомили наших читателей с основными рекомендациями относительно техники съемки кадров, которые впоследствии могут быть преобразованы в изображения с высоким динамическим диапазоном. В этой статье мы расскажем, как избежать ошибок, распространенных среди тех, кто делает первые шаги в HDR-фотографии.

Светлый ореол вокруг темных объектов

Опыт показывает, что с помощью техники HDR плохо удается передавать бестекстурные объекты с чистым цветом. К счастью, они не так часто встречаются в природе. Самый распространенный из них — небо, которое может быть равномерно голубым или, что хуже, белым. При определенном освещении такой же равномерный фон могут дать удаленные планы пейзажа или вода. На нашем примере даже при съемке со штатива из-за ветра деревья оказались не такими четкими, как хотелось бы. Но на движении в кадре мы остановимся немного позже — пока попробуем исправить ситуацию с ореолом.

Принимая во внимание, что ореол — это проблема самого алгоритма, и справляться с ним мы будем исключительно изменением параметров обработки. Для этого мы выбрали программу Photomatix, обладающую почти всеми необходимыми инструментами для редактирования HDR (www.hdrsoft.com). Ее пробная редакция полностью функциональна, но добавляет на конечные изображение водяные знаки. В Photomatrix за появление ореола отвечает параметр «Luminosity». Если даже его снижение до минимального значения не приводит к желаемым результатам, можно попробовать размыть слишком яркие области при помощи инструмента «Smooth Highlights», который вы найдете, кликнув по кнопке «Show More Options».

Иногда решение может быть еще проще. К примеру, если просто немного подправить экспозицию последнего неудачного кадра в любом графическом редакторе, небольшой ореол останется, но исчезнут посторонние оттенки и значительно улучшится общее восприятие кадра. Однако в этом случае нужно избегать ошибки, проявляющейся в виде ступенчатого перехода между ярким солнцем и более темным небом (как и отблеска солнца на объективе). Компенсировать первую проблему можно только корректировкой настроек упомянутого выше инструмента «Smooth Highlights». А вот убрать отблеск можно, лишь отредактировав исходные снимки.

«Грязный» белый цвет

Наверняка многим из вас приходилось сталкиваться с этим эффектом при съемке снега, цветов и облаков. Он проявляется там, где «пересвет» невозможно убрать даже на самом темном кадре из подборки, снятой с брекетингом экспозиции. Результатом взаимодействия алгоритма с такими областями являются темные пятна на снегу, непонятные образования поверх яркого солнца, а также грязные белые цветы, которые на исходных изображениях просто светятся чистотой. Иногда исправить это помогают настройки фильтра, но гораздо чаще без последующей правки в Photoshop не обойтись: можно либо вручную «почистить» плохо получившиеся светлые области, либо частично «смешать» результат с одним из исходных кадров. Но техника подобных преобразований уже выходит за рамки нашей сегодняшней темы.

Помимо проблемы белого цвета можно столкнуться и с другой ошибкой — слишком ярким солнцем, бьющим через окно прямо в объектив. Такой «пересвет» не может убрать даже встроенный в программу Photomatix специальный алгоритм компенсации хроматических аберраций. В итоге прутья решетки и края окна получились фиолетового цвета. Подобных сюжетов лучше избегать.

«Грязный» белый Снимая красивый пейзаж или натюрморт и пытаясь потом создать HDR, порой видишь результат, противоположный ожидаемому
«Грязный» белый Снимая красивый пейзаж или натюрморт и пытаясь потом создать HDR, порой видишь результат, противоположный ожидаемому Движение в кадре

Редко удается застать природу или городскую жизнь в полном спокойствии — движение присутствует почти всегда. Вода, облака, деревья и звезды — все они перемещаются и даже при съемке со штатива норовят испортить кадр.

Алгоритмы объединения нескольких снимков в одну HDR-картинку обрабатывают движение по-разному. Photomatix, например, при соответствующих настройках пытается компенсировать сдвиг кадров друг относительно друга, предполагая, что виной всему — дрожание рук фотографа между кадрами, снятыми на небольших выдержках. Иногда это помогает, но чаще всего только портит результат. Самый распространенный вариант — большая часть кадра занята поверхностью воды с рябью. К сожалению, с движением, скорее всего, придется бороться последующей правкой полученных изображений в фоторедакторе. В отдельных случаях смазанность можно представить как художественный эффект, но в будущем при съемках следует учесть фактор движения.

К этой же категории ошибок можно отнести движение самого фотоаппарата, то есть смазывание кадра при съемке с большой выдержкой. Так, если один из трех исходных
снимков (тот, что делался с самой длительной выдержкой) оказался размытым, в HDR проявится совершенно нехудожественная нечеткость.

Если один из снимков оказался смазанным, то HDR тоже окажется нечетким
Если один из снимков оказался смазанным, то HDR тоже окажется нечетким Переизбыток цвета и света

В этой статье мы не будем рассматривать «экстремальную» разновидность HDR. Для создания естественных пейзажей с элементами художественной окраски и эффектом реалистичности не стоит увлекаться переизбытком основных цветов и подчеркиванием мелких деталей за счет ярких границ — у зрителя от такой картины начинает рябить в глазах. Лучше всего не делать в редакторе HDR более одного яркого цвета.

Хроматические аберрации. Яркий контровой свет в сочетании с тонкими прутьями и контрастными краями при обработке в HDR могут дать фиолетовый оттенок
Хроматические аберрации. Яркий контровой свет в сочетании с тонкими прутьями и контрастными краями при обработке в HDR могут дать фиолетовый оттенок Мелкие объекты и листва на деревьях

Густой лес — это не тот сюжет, который хорошо получается в HDR. Съемка лесной чащи заставляет столкнуться одновременно с двумя проблемами — переизбытком объектов в кадре и неестественными зелеными тонами.

Листва против яркого света на кромке леса чаще движется, чем замирает в неподвижном состоянии. В результате либо деревья получаются целиком размытыми, либо их массив приобретает совершенно неестественные очертания. Мастера HDR пока не нашли другого решения, кроме как снимать не лес, а отдельно стоящие деревья. Во всяком случае, нужно выбирать композицию, при которой лес не является центральным объектом. В этом случае, чтобы исправить неестественный зеленый цвет, достаточно при обработке в фоторедакторе немного понизить цветность в желтом канале.

Здесь лес не избавлен от проблем нечеткости, зато внимание акцентировано на изгибе реки и каменистой отмели
Здесь лес не избавлен от проблем нечеткости, зато внимание акцентировано на изгибе реки и каменистой отмели «Объективная» грязь на снимках

При съемке в полевых условиях без грязи на объективе не обойтись. Проблемой могут оказаться как пылинки, так и микроскопические капли воды, оседающие на стекле в сырую погоду. К этой же категории проблем можно отнести и цифровую «грязь» — шумы в кадре, возникающие вопреки всем встроенным средствам шумоподавления. К сожалению, слишком сильное увлечение осветлением кадра приведет лишь к его «загрязнению». Снимать лучше с минимальной чувствительностью и использовать дополнительные средства удаления шумов — в частности, редактировать исходные кадры еще до загрузки в программу для генерации HDR.

Рекомендуем