Кино своими руками!

312

Можно ли в одиночку выполнить работу оператора, монтажера, режиссера и самому снять фильм? Да, можно, если у вас есть мощный компьютер, хорошая видеокамера, соответствующее программное обеспечение и готовность немного поработать.

В этом разделе

  • Создаем мультимедийный компьютер
  • Выбираем видеокамеру
  • Снимаем фильм и сохраняем запись
  • Обрабатываем видеоролик

Мультимедийный компьютер

Одно ядро хорошо, а два лучше. В современных военных технологиях есть понятие «выстрелил и забыл» — когда бомба или ракета автоматически удерживает направление на цель, а от наводчика требуется лишь зафиксировать объект и нажать на кнопку. Примерно такой же принцип сегодня закладывается в основу устройств для фотолюбителей: современные цифровые камеры позволяют им делать снимки, полностью полагаясь на автоматику. Затем пользователю остается лишь отнести аппарат или карту памяти в ближайшее фотоателье через несколько минут) получить готовые отпечатки.

Другое дело — создание видеофильма. Здесь после съемки ролика все только начинается, и первой проблемой обычно становятся ограниченные возможности домашнего ПК. Не говоря уже об обработке и кодировании, сам просмотр HD-видео требует достаточно мощных процессора и видеокарты. Поэтому первой задачей режиссера-любителя часто является модернизация настольного компьютера.

Современная видеокамера

Кассета или диски? Если раньше при выборе видеокамеры пользователю рекомендовалось обращать основное внимание на оптические характеристики устройства и возможности его подключения к персональному компьютеру, то сейчас приходится как следует задуматься еще и над тем, какой тип носителя информации предпочтительнее — привычная кассета, DVD или жесткий диск? К тому же появились комбинированные устройства, совмещающие в себе, например, жесткий диск и DVD-привод. Многие современные видеокамеры способны делать и фотоснимки неплохого качества, которые затем сохраняются на съемных флеш-картах памяти. А в последнее время в задачу выбора добавилась еще одна переменная — новый стандарт HD.

Сегодня ассортимент цифровых видеокамер, предлагаемых видеолюбителям, достаточно широк. Для того чтобы не запутаться в этом разнообразии, надо еще перед походом в магазин электроники как можно точнее и подробнее сформулировать требования, которые вы предъявляете к приобретаемому устройству. Следует также иметь в виду, что при выборе типа видеокамеры приходится принимать в расчет не только ее собственные технические характеристики, но и возможности того компьютера, на котором вы намереваетесь производить последующую обработку и редактирование отснятого видеоматериала.

Программное обеспечение

Зачем платить больше? Обработка цифровых видеоматериалов — довольно сложный процесс, как по требованиям к ПК, так и по трудоемкости. Самой тяжелой задачей для любого компьютера является кодировка видео. При создании, сохранении и копировании фильма вряд ли удастся обойтись без перекодировки. Для пользователя, не разбирающегося в особенностях форматов и методах кодирования, эта задача может превратиться в настоящий кошмар.

Если простейшими методами обработки фотографий владеют многие владельцы цифровых камер, то снабжать спецэффектами отснятый видеоматериал могут лишь единицы.

Добавьте сюда создание меню для DVD, и вы поймете, что без элементарных знаний в области видеомонтажа никак не обойтись.

Конечно, простейшие операции с видеороликом можно выполнить и на бесплатном ПО, таком как Windows Movie Maker 2.1, но если уж вы решились на покупку дорогой HD-камеры и комплектующих для создания мультимедийного ПК, то почему бы не потратиться на хорошее программное обеспечение? Не обязательно на дорогой профессиональный видеоредактор вроде Adobe Premiere — можно ограничиться, например, полным комплектом Nero Premium Reloaded с Nero Vision и Nero Recode.

Так вы получите сразу и отличное ПО для записи видео на DVD, и неплохой видеоредактор.

Дмитрий Шульгин

(1) Компьютер для видеомонтажа : во зможные решения

Компьютер для видеомонтажа должен принимать цифровой или аналоговый видеосигнал и обрабатывать его, чтобы получить необходимый пользователю результат. Возможности, конфигурация и стоимость подобных ПК могут сильно различаться. В этом разделе · Определяемся с типом студии · Железо для захвата аналогового сигнала · Компьютер начального уровня · Профессиональная работа

Необходимый минимум

Прежде всего стоит определиться, какого рода видеомонтаж вам нужен. Для профессиональной работы с видео потребуется профессиональное оборудование. Для фильма о семейном торжестве или красивого видеоотчета о проведенном в горах отпуске можно обойтись без дорогостоящих комплектующих — вполне хватит цифровой видеокамеры и практически любого современного компьютера. Едва ли не единственное условие — на ПК должен быть порт FireWire, по которому и будет передаваться цифровой DV-сигнал с видеокамеры на компьютер. Удобство и качество последующей обработки полученного AVI-файла полностью зависит от мощности компьютера и соответствующего ПО.

Домашний видеомонтаж

Конфигурация компьютера для видеомонтажа может варьироваться в широких пределах. Но следует учесть два нюанса. Поскольку оцифровку видео выполняет непосредственно CPU, именно от его мощности главным образом зависит скорость процесса. Для работы с невысокими разрешениями подойдет и относительно старая система, но тогда получасовой ролик вполне может обрабатываться 8–12 часов и более.

Важным условием удобной работы являются большие жесткие диски. Один час видео, захваченного в формате AVI, занимает 12 Гбайт. Если добавить сюда соответствующий объем обработанных файлов в нескольких форматах и умножить на 2–3 часа видео, то получится, что нужно не меньше 150–200 Гбайт.

Кроме того, при монтаже рекомендуется использовать две подсистемы хранения данных, одна из которых будет источником материала, а другая — приемником для уже обработанного видео. Такое распределение позволит работать жестким дискам с наибольшей скоростью. При обработке видео высокого разрешения объемы перемещаемой информации могут быть поистине огромными. В этом случае для обеих подсистем хранения данных рекомендуется использовать массив RAID 0.

Впрочем, о необходимом минимуме можно узнать из рекомендаций производителя ПО. Так, Pinnacle Studio Plus X требует Pentium или Athlon с частотой 1,4 ГГц (а лучше 2,4 ГГц), 512 Мбайт ОЗУ, DirectX9-coвместимую видеоплату с 32 Мбайт ОЗУ (256 Мбайт для 1080i High Definition), желательно отдельный жесткий диск для хранения полученных видеоматериалов и дисплей с разрешением не меньше 1024×768.

Похожие требования предъявляют и другие популярные программы видеомонтажа. Если конфигурация вашего компьютера отстает от минимально рекомендуемой, можно использовать более старые и менее требовательные к ресурсам версии ПО.

Монтаж по-крупному

Возможности программной обработки видеосигнала при помощи центрального процессора все же относительно невелики. Для высококачественного видеозахвата, оцифровки аналогового сигнала и последующей обработки видеоматериала в реальном времени применяются специальные платы видеомонтажа: с аппаратной реализацией основных функций либо гибридные.

Как легко догадаться, модели первого типа используют собственные мощности для оцифровки, сжатия и обработки видео; вторые, чья популярность растет с увеличением мощностей компьютеров, делят нагрузку между своими аппаратными средствами и CPU. Стоимость подобных профессиональных плат бывает разная, но редко опускается ниже $500. Все зависит от количества алгоритмов сжатия, возможностей по обработке полученных файлов и максимального разрешения видеозахвата.

Canopus Edius SP for HDV

Аппаратно-программый комплекс для видеомонтажа Canopus EDIUS SP for HDV построен на фирменном аппаратном DV-кодеке, обеспечивающем двунаправленное преобразование. Он захватывает и одновременно оцифровывает аналоговый видеосигнал со сжатием без потери качества в форматы DV25, MPEG-2 и MPEG-1 или без сжатия в HD и SD, а также захватывает сигнал с цифровых источников DV и HDV, управляя ими по протоколу RS-422. Источники видеосигнала подключаются через порты FireWire, компонентный, композитный и S-Video.

Плата позволяет редактировать видео в реальном времени, накладывать переходы, титры, эффекты, менять формат изображения и частоту кадров. Для контроля можно подключить вспомогательный монитор через компонентный HD-выход (опция; вплоть до 1080i HDV).

Плата оптимизирована для Core 2 Duo. Минимально приемлемым для нее является Pentium 4 с частотой 3 ГГц или аналогичные модели.

Александр Мухоненко

(2) Движение в цифре: современные камеры

Сегодня на рынке представлено множество видеокамер с самыми разными носителями информации — от кассет и DVD до жестких дисков и флеш-карт. Что выбрать? В этом разделе · Три типа носителей: различия · Особенности формата HDV · Камеры MiniDV, DVD и HDD

Какой носитель выбрать

Фундаментальная разница между камерами MiniDV и DVD/HDD заключается в формате отснятого видеоматериала. И в том, и в другом случае используется компрессия, ухудшающая качество изображения, в результате которой возникают артефакты. Однако в разных моделях сжатие реализовано по-разному.

Перед записью на MiniDV-кассету видео сжимается по алгоритму Motion JPEG без устранения временной избыточности — это значит, что, как бы ни были похожи друг на друга кадры, они полностью независимы, и данные из одного не используются для кодирования другого. Формат MPEG-2, в котором хранится видео на DVD и HDD, активно использует временную избыточность. Это позволяет гораздо лучше сжимать движущуюся картинку, но создает дополнительные проблемы при редактировании. По этой причине большинство из тех, кто собирается в дальнейшем подвергать свой материал нелинейному монтажу, по возможности избегают MPEG-2 и использующие его физические носители.

За последние несколько лет, однако, наблюдается обратное явление: кассеты MiniDV стали использоваться для хранения видео, сжатого по алгоритму MPEG-2. Это связано с появлением нового стандарта HDV, предназначенного для хранения видео высокой четкости.

Разрешение изображения в нем составляет 1280×720 точек в режиме с прогрессивной разверткой и 1440×1080 — с чересстрочной, в то время как обычный MiniDV ограничен одним разрешением 720×576 точек (кадр стандарта PAL). Для того чтобы справиться с резко возросшим битрейтом (до 19 или даже до 25 Мбит/с), вместо M-JPEG используется сжатие MPEG-2.

Конечно, это приводит к появлению артефактов компрессии MPEG-2, однако впечатляющая картинка высокого разрешения заставляет идти на этот компромисс.

В любом случае, если есть желание более-менее серьезно заниматься видео, то камера формата MiniDV — это естественный и наилучший на сегодняшний день выбор. Если к тому же планируется просматривать видео на широкоформатном экране, соответствующем спецификациям HDTV (то есть с разрешением 720р или 1080i), желательно, чтобы в этой камере была поддержка HDV.

Камеры MiniDV

Sony Handycam HDR-HC3. Эта видеокамера с оптикой от Carl Zeiss (10-кратный оптический зум) и двухмегапиксельной CMOS-матрицей позволяет записывать видео в режиме 10801 К сожалению, режим 720р (то есть с разрешением 720 линий и прогрессивной разверткой) это устройство не поддерживает.

Наиболее существенным недостатком камеры является малый динамический диапазон, из-за чего все детали в ярких зонах изображения иногда полностью теряются. При плохом освещении качество картинки, разумеется, падает, появляется заметное «зерно».

Тем не менее, HD-видео все равно выигрывает у обычного, снятого в аналогичных условиях. Кроме того, поддерживается фирменный ИК-режим «Nightshot».

Sony Handycam HDR-HC3 может работать в полностью автоматическом режиме, быстро меняя фокус, экспозицию и баланс белого в зависимости от условий съемки, однако нужный режим можно выбрать и вручную.

Камера оборудована всеми необходимыми типами разъемов, в том числе FireWire, HDMI и композитным, а батарея обеспечивает около 90 минут работы.

Canon HV 10.

Canon HV10 представляет собой исключительно компактную и достаточно недорогую для своих возможностей видеокамеру формата MiniDV с поддержкой HDV Она оборудована CMOS-матрицей с полным разрешением 1920×1440 точек. Полностью все эти 2,7 мегапикселя используются только при съемке в фоторежиме, а при записи HDV-видео задействован лишь фрагмент матрицы размером 1920×1080 (затем картинка анаморфируется до 1440×1080). Обычно матрицы с большим разрешением не слишком хорошо проявляют себя в условиях низкой освещенности, но в Canon HV10 используется крупный светочувствительный чип (1/2,7 дюйма), поэтому качество съемки в темноте хорошее. Кроме того, имеется источник света, который «по совместительству» играет роль вспышки для фоторежима.

Несмотря на компактность и любительскую направленность, камера оснащена оптико-электронным (без гироскопов) стабилизатором, который вполне эффективно справляется с неизбежной тряской при съемке с рук. Благодаря качественному автофокусу и прочей автоматике (подкачало разве что управление балансом белого) Canon HV10 отлично подойдет тем, кто привык снимать в стиле Дикого Запада — просто выхватив камеру и наведя ее на цель. Но и профессиональные операторы останутся довольны этой моделью, обладающей широким набором настроек и предустановленных режимов.

Недостатки Canon HV10 по большей части обусловлены ее достоинствами. Небольшие размеры дают возможность носить камеру в кармане пиджака или куртки, однако они же делают ее несколько неудобной в управлении — эргономичность HV10 была бы отличной, будь камера немного побольше, а так есть риск не попасть по маленьким кнопкам. Небольшой батареи хватает лишь на 30 минут съемки. К прочим упущениям можно отнести неудачное расположение микрофона (прямо перед носом оператора, прильнувшего к видоискателю), а также отсутствие HDMI-выхода.

Sony Handycam DCR — HC 96. Если необходимости в HD-видео нет, а хочется лишь приобрести хорошую и сравнительно недорогую MiniDV-камеру стоит обратить внимание на Sony Handycam DCR-HC96. У этой камеры одна CCD-матрица и цифровой стабилизатор вместо оптического, но эти недостатки компенсируются общим высоким качеством реализации.

Матрица размером 1/3 дюйма имеет разрешение три мегапикселя. Это, с одной стороны, позволяет делать достаточно качественные снимки в фоторежиме, а с другой — добиться хорошей цветопередачи, ведь избыточные пиксели «тратятся» на более корректную интерполяцию цвета в обработанной картинке. При плохом освещении заметны шумы, но катастрофически низким качество назвать нельзя, поскольку большинство конкурирующих камер из этого ценового диапазона в сходных условиях выдают худшую картинку.

Присутствует режим ночной съемки «Nightshot», кроме того, можно дополнительно приобрести обычную и ИК-подсветку — в базовой комплектации DCR-HC96 есть только вспышка для фоторежима.

Вес камеры невелик (около 500 г), и она, так же как и Canon HV10, помещается в кармане. Управлять ею, впрочем, легче, поскольку кнопок относительно немного, и они расположены прямо под пальцами — ошибиться сложно. Хлопот добавляет 2,7-дюймовый сенсорный LCD-дисплей: он показывает достаточно качественную картинку, легко различимую даже при ярком дневном свете, однако попросту слишком мал. Из-за этого все так же легко промахнуться мимо нужных настроек.

Впрочем, автоматика и так в большинстве случаев обеспечивает удовлетворительные результаты.

Небольшой дисплей имеет соотношение сторон 16:9, так что на нем удобнее смотреть широкоэкранное видео, чем обычное 4:3 — это практически сводит на нет фокусировку и установку экспозиции по точке, указанной пользователем на экране.

Похожие проблемы присущи и более дорогой Sony Handycam HDR-HC3 с дисплеем того же размера.

Батареи хватает на 45 минут. Для подзарядки камеры и передачи видео на ПК через FireWire или USB используется специальный кредл.

DVD-камеры

Основным преимуществом DVD-камер по сравнению с моделями MiniDV является возможность сразу после окончания съемки вынуть диск из камеры и вставить его в домашний DVD-проигрыватель.

Если носитель перезаписываемый, то выделять, перемещать и удалять отснятые фрагменты можно прямо в камере.

На этом преимущества DVD-камер заканчиваются и начинаются недостатки.

Во-первых, несмотря на более агрессивную компрессию, диски сильно проигрывают кассетам по объему хранимого видеоматериала: 20 минут против 1 часа. Нужно помнить, что в камерах используются не стандартные DVD, а уменьшенные 8-сантиметровые болванки. Во-вторых, диски проигрывают кассетам и по надежности.

Наконец, с реакцией на нажатие кнопки «Запись» у DVD-камер тоже не все ладно: перед началом работы надо понять, нуждается ли диск в форматировании, и отформатировать его, если необходимо. Стоит учитывать и плохую приспособленность DVD к последующему редактированию материала.

Однако это вовсе не означает, что качество съемки на DVD-камерах обязательно хуже, чем на MiniDV Некоторые удачные модели с записью на диск снимают лучше, чем посредственные кассетные камеры того же класса и ценового диапазона.

Sony Handycam DCR — DVD 505. Яркий пример удачной DVD-камеры — модель Sony Handycam DCR-DVD505. В ней установлена та же оптика и 1/3-дюймовая двухмегапиксельная матрица, что и в более дорогой MiniDV-камере Handycam HDR-HC3. Поэтому качество съемки у обеих моделей аналогичное — как при хорошем, так и при плохом освещении. Также поддерживаются режимы ночной съемки. Злополучные артефакты компрессии есть, но они довольно немногочисленны и малозаметны.

Похожи также автоматика и управление — другими словами, можно включить режим «Easy» и вообще ничего не настраивать, хотя предусмотрена и возможность выбрать подходящий набор предустановок или настраивать параметры самостоятельно. В плане интерфейса эта модель даже несколько лучше некоторых близких по дизайну MiniDV-камер Sony, поскольку имеет не 2,7-дюймовый, а широкоэкранный 3,5-дюймовый дисплей. С его помощью гораздо удобнее попадать по виртуальным кнопкам и указывать точку для фокусировки, установки экспозиции или баланса белого.

Камера записывает звук в формате 5.1 (что, кстати, может стать проблемой при последующем редактировании отснятого материала), причем на центральный канал можно «повесить» сигнал от внешнего Bluetooth-микрофона. Он полезен, если объект снимается с достаточно большого расстояния (до 30 метров) или в шумном помещении. Полноценного шестика-нального звука от встроенного микрофона ожидать не приходится, однако стерео он передает достаточно хорошо.

DCR-DVD505 работает с 8-сантиметровыми дисками DVD+R/RW. Перед установкой в проигрыватель на них можно записать простое меню для доступа к отснятым эпизодам и фотографиям. Камера записывает фотографии не только на диск, но и на SD-карту Батареи хватает на 35–40 минут работы.

Canon DC 40.

DC40 также можно назвать DVD-камерой премиум-класса, однако ее достоинства лежат несколько в иной плоскости, чем у Sony Handycam DCR-DVD505: вместо многоканального звука и полностью автоматизированного режима «Easy» Canon предлагает большое количество ручных и полуавтоматических настроек. Для удобства есть множество предустановок баланса белого, кратности увеличения и других параметров съемки.

В DC40 установлена четырехмега-пиксельная матрица — полностью она используется только в фоторежиме, а обычный и широкоэкранный видеорежимы задействуют 3,5 и 3 мегапикселя соответственно. Часть пикселей теряется из-за использования электронной системы стабилизации.

Качество картинки отличное для хороших условий съемки и вполне приемлемое для плохого освещения. В то же время ночные режимы съемки реализованы хуже, чем в камерах Sony.

Canon DC40 использует для записи DVD-R/RW, в связи с чем необходимо заботиться о финализации сессии, иначе она не будет прочитана DVD-проигрывателем.

HDD-камеры

Преимущества камер, использующих для хранения отснятого материала жесткие диски, очевидны.

Прежде всего это намного большая емкость, с которой не могут сравниться ни кассеты, ни тем более DVD. На винчестере объемом 30 Гбайт помещается более семи часов обычного (не HD) видео MPEG-2 в наилучшем качестве. Кроме того, можно забыть о проблемах с большой задержкой начала записи, характерных для DVD-камер и многих моделей MiniDV.

Есть, однако, и недостатки: любую камеру не стоит трясти во время работы, a HDD-моделей это касается в наибольшей степени. Испортить устройство таким образом вряд ли удастся, но вот система защиты может решить, что произошло падение, и моментально остановит головки, прекратив запись.

Когда-нибудь HDD или их потомки — твердотельные флеш-винчестеры — вытеснят все другие типы носителей. Однако пока, в силу консервативности рынка и использования MPEG-2 вместо M-JPEG, HDD-модели находятся в табели о рангах примерно на том же уровне, что и DVD-камеры.

JVC Everio GZ — MG 505. JVC была первой компанией, представившей на рынок HDD-модель (Everio GZ-MC500), качество съемки которой отвечало лучшим стандартам любительских камер. Это было достигнуто благодаря системе из трех CCD-матриц с разрешением 1,3 мегапикселя. В Everio GZ-MG505 та же оптика и те же матрицы, что и в МС500, но удобнее дизайн и устранен ряд недостатков.

Камера оснащена маленьким 2,7-дюймовым дисплеем, но, в отличие от моделей Sony, он освобожден от интерфейсных кнопок, поэтому работать с ним гораздо удобнее. В целом управление продумано хорошо, однако оно не вполне интуитивно понятно, и может понадобиться некоторое время, чтобы к нему привыкнуть. Зато некоторые возможности камеры обычно свойственны более продвинутым моделям.

Три CCD-матрицы сравнительно низкого разрешения обеспечивают приемлемый динамический диапазон и хорошее качество съемки в условиях плохой освещенности. Ночная съемка обеспечивается исключительно за счет увеличенной длительности открытия затвора, и на движущихся объектах ее результаты хуже, чем у Sony Nightshot.

К недостаткам камеры можно отнести отсутствие оптического стабилизатора, а работа электронной системы иногда бывает чересчур заметна. Следует также отметить сравнительно низкое качество фотосъемки из-за малого разрешения матриц. Но, строго говоря, для камкордеров это не главное, и хорошая фотокамера легко обойдет любой из них. Кроме того, те, кто привык работать с видоискателем, могут посчитать его отсутствие существенным упущением. Everio GZ-MG505 также не является лучшим выбором для тех, кто привык смотреть видео на компьютере: результат может показаться недостаточно контрастным и насыщенным, но при подключении к телевизору кабелем S-Video все выглядит хорошо. (На ПК видео передается через USB 2.0.) Камера имеет винчестер на 30 Гбайт, но непрерывно снимать все семь часов подряд не получится: каждые 50 минут придется менять батарею.

Sony Handycam DCR — SR 100. По качеству изображения одноматричная трехмегапиксельная (в видеорежиме используется два мегапикселя) Handycam DCR-SR100 практически ничем не уступает Everio GZ-MC500 с ее тремя CCD-матрицами (разве что динамический диапазон меньше), но стоит намного дешевле. При этом на Handycam установлена более удачная, чем у конкурента, гибридная оптико-электронная система стабилизации изображения. В целом камера более удобна для новичков и тех, кто не хочет вникать в тонкости съемки. Основой интерфейса служит 2,7-дюймовый сенсорный экран, с достоинствами и недостатками которого мы уже познакомились.

Как и в Handycam DCR-DVD505, можно записывать многоканальный звук и подключать внешний микрофон на центральный канал. Но DCR-SR100 превосходит DVD-аналог по качеству MPEG-кодирования и, конечно же, по емкости носителя — здесь также установлен винчестер объемом 30 Гбайт.

Батарея обеспечивает достаточно длительное время съемки — около 1,5 часов — и имеет специальную систему, точно показывающую, сколько времени осталось до полной разрядки.

Дмитрий Лобач

(3) Обработка видео : о т захвата до DVD

У владельцев цифровых камер, безусловно, возникнет желание сохранить отснятый материал на жесткий диск, а впоследствии, возможно, записать свои труды на DVD. В этом разделе

  • Создание видео в Nero Vision
  • Авторинг фильмов в формате DivX Ultra
  • Прогрессивный кодек Н.264

Прогрессивный захват

Если вы идете в ногу со временем, то наверняка захотите, чтобы программа захватывала видео в самом прогрессивном из существующих форматов. Люди практичные потребуют, кроме того, чтобы программа выполняла всю цепочку действий, от захвата до авторинга.

Таким видеолюбителям мы рекомендуем Nero Vision. Она не претендует на роль профессионального редактора, но свое дело знает и, на наш взгляд, идеально подходит для начинающих видеомонтажеров.

Захват без проблем. Программа Nero Vision поддерживает захват видео через интерфейсы IEEE 1394 и USB, а также работает с ТВ-тюнерами. Телевизионные каналы настраиваются автоматически при первом включении программы. Управлять камерой можно прямо из Nero Vision. Для работы с высокими разрешениями нужно сначала протестировать имеющееся устройство. Впрочем, у нас захват в Digital Video прошел вполне успешно и без предварительного теста.

Сжатие видео. Как известно, Nero AG представила миру очередной формат, основанный на стандарте Н.264, — Nero Digital.

Естественно, Nero Vision поддерживает этот новый формат. Приятно смотрятся всевозможные подсказки, ненавязчиво сопровождающие каждый шаг. Те, кто привык пользоваться Nero для записи дисков, заметят также, что интерфейс Vision очень напоминает Nero Express.

Одним из компонентов Nero Vision является конвертер файлов, который вызывается нажатием кнопки «Export», расположенной в нижней части окна программы.

Поддерживаются все форматы, кодеки для которых установлены в системе.

Рассмотрим настройки кодека Nero Digital. Здесь предлагается большой набор профилей. Например, «High Definition TV» позволяет кодировать видео с разрешением 1920×1080 и битрейтом 8000 кбит/с. Для тонкой настройки кодека есть режим эксперта. В нем лучше отключить режим «Препроцессор» напротив «Automatically select the best preprocessor settings» («Автоматический выбор оптимальных настроек»). Еще есть «Deinterlace» (удаление эффекта «гребенки»), изменение размера, масштаба, частоты кадров, а также возможность обрезки картинки с разных сторон. Далее все зависит от профиля. Как правило, для высокого разрешения используется кодер MPEG-4, а для низкого — AVC. Если вы впервые сталкиваетесь с кодированием, рекомендуем сохранить стандартные настройки. Параметры кодека, отвечающего за звук (для Н.264 выбран ААС), не отличаются многообразием. Вам предлагается лишь изменить битрейт в диапазоне 80–128 кбит/с. После настройки всех параметров надо кликнуть по «Export» и указать место на диске, куда будет сохранен результат.

Редактирование и авторинг. В видеоредакторе есть все основные функции: вставка титров, переходов между клипами и аудиотреков. Кроме того, можно разбить видео на фрагменты — так называемые главы (chapters). Точно такие же возможности есть и у редактора слайд-шоу. После выполнения всех необходимых действий остается лишь нажать кнопку «Далее» и приступить к авторингу.

В самом начале этого процесса программа любезно сообщит, что у нее есть немало готовых шаблонов и еще дополнительные заготовки меню, которые можно скачать из Интернета. Если ни один из предложенных шаблонов не подойдет, программа предложит пользователю создать новый. Редактор шаблонов позволяет изменять шрифт, картинку фона (она может быть и анимированной), аудио-сопровождение и кнопки (тоже аними-рованные). Когда меню создано, программа предлагает просмотреть результат и, если все в порядке, записать фильм на диск. Здесь на всякий случай надо нажать на «Опции видео» и установить режим видео (PAL или NTSC) и кодирования (для Super Video CD).

Альтернатива формату DVD

Программа для авторинга видео в формате DivX? Совсем недавно такой вопрос был бы бессмысленным. Все изменилось с выходом новой версии кодека DivX — Ultra. Преимущества формата DVD, включающие разбиение фильма на главы, несколько звуковых дорожек, субтитры на нескольких языках и навигационное меню теперь будут доступны и в фильме, сжатом до 700 Мбайт. Для создания такого DVD-образного видео и предназначена программа DivX Author.

Возможности. Интерфейсом и идеологией программа весьма напоминает известный TMPGEnc DVD Author. Это неудивительно, ведь создавшая ее компания Pegasus принимала участие и в разработке DivX Author. Если вы уже работали с программами для авторинга, то обнаружите, что в DivX Author для создания фильма выполняется та же последовательность действий. Первым делом необходимо загрузить исходные ролики.

Поддерживаются следующие входные форматы видео: Windows Media, QuickTime, DVD (VOB, IFO), MPEG-1/2, DVD-VR (VRO), Windows XP Media Center Microsoft TV recorder (DVRMS) и, конечно же, DivX. Далее можно проделать несложное редактирование каждого клипа и — это понадобится на следующем этапе создания меню — расставить метки глав. Здесь же, в редакторе клипов, добавляются субтитры. Их можно вписывать вручную на двух (но не более) языках или импортировать из SRT-файла.

На следующем шаге создается меню. Используя готовые шаблоны, можно выбрать из списка расположение и количество элементов в главном меню, их вид (всевозможные рамки и иконки) и кнопки навигации. В мастере структуры меню есть редакторы страниц и ссылок, в которых можно подкорректировать все действия, выполняемые по нажатию кнопок на пульте. Впрочем, вникать во все это не обязательно: программа может сгенерировать меню автоматически, руководствуясь проставленными метками глав. После этого остается лишь задать желаемый размер видеофайла и нажать кнопку «Start output». Настроек сжатия в программе нет, поэтому стоит заранее подготовить исходные клипы, сжав их, например, с помощью DivX Converter.

На чем проигрывать? Программным проигрывателем номер один для нового DivX, по замыслу создателей, конечно, должен стать DivX Player. Но многие плееры сторонних разработчиков уже поддерживают все расширенные возможности формата (меню, субтитры и т. д.). Так, например, GOM Player замечательно воспроизводит видео, а перемещаться по меню помогает автоматически стартующая программа DivX Menu Navigator. Что же касается воспроизведения на бытовых проигрывателях, то список сертифицированных и полностью совместимых с новым форматом моделей размещен на сайте www.divx.com в разделе «Products DivX Ultra Certified».

Сжатие видео: прогрессивное кодирование

Воспользуйтесь для сжатия видео новым стандартом кодеков Н.264 — ведь очень скоро он придет на смену MPEG-2. После того как отснятый видеоматериал будет перенесен с камеры на жесткий диск, нередко возникает вопрос: каким кодеком его сжать? Ситуация усложняется, если привод записывает только CD-R и CD-RW, то есть надо уложиться в 700 Мбайт. Мы рекомендуем воспользоваться кодеком стандарта Н.264 (MPEG-4 AVC). Эта аббревиатура расшифровывается как Advanced Video Codec — улучшенный видеокодек. Формат относится к семейству MPEG-4, но позволяет добиться более высокого сжатия, чем его предшественники. В будущем предполагается использовать Н.264 как замену устаревающему MPEG-2. Причина очевидна: при одинаковом объеме файлов, закодированных по алгоритмам MPEG-2 и Н.264, последний имеет более высокое качество.

Особенности кодека. Н.264 во время кодирования использует макроблоки размером не только 16×16 и 8×8, но и 4×4 пикселей, причем размер блоков может изменяться по усмотрению кодера, что позволяет добиться более высокой четкости видео. Также улучшены алгоритмы предсказания движения, что дает возможность кодеку опираться как на предыдущий, так и предшествующий кадр. Битрейт Н.264 может колебаться от 20 до 12 000 кбит/с.

На сегодняшний день выпущено немало реализаций данного стандарта. Производители программного обеспечения вносят в Н.264 свои коррективы, в результате чего часто появляются форматы с новыми названиями и улучшенными алгоритмами кодирования. Так были созданы CoreAVC от CoreCodec и Nero Digital, разработанный совместно немецкой компанией Nero AG и французской Ateme (QuickTime 7 от Apple).

Кодек х264 распространяется по свободной лицензии.

Практическая работа. Для работы с Н.264 необходимо установить в системе соответствующий кодек. Мы воспользуемся пакетом К-Lite Codec Pack 2.83, в который входит свободная реализация стандарта сжатия — кодек х264.

Существует и консольный вариант кодека. Он имеет больше параметров кодирования, но менее удобен в работе.

После установки кодека надо решить, из какой программы будет осуществляться управление Н.264.

Среди бесплатных конвертеров уже не первый год безусловным лидером является VirtualDub. Мы предлагаем использовать его модифицированный вариант, VirtualDub-Mpeg2, так как он поддерживает MPEG-файлы.

Открыв исходный файл, следует настроить кодек. Для этого выбираем в главном меню «Video | Compression | х264» и нажимаем на «Configure». После этого появится окно настроек кодека. На некоторых параметрах мы остановимся подробнее.

На первой вкладке «Bitrate» можно выбрать качество будущего фильма.

Настройка производится как изменением битрейта, так и квантизацией, которая задается в условных единицах — чем она больше, тем ниже качество. Вкладка «Rate Control» позволяет задать порог квантизации (Quantization Limits), минимальный и максимальный интервал между ключевыми кадрами (Min/Max IDR Frames), увеличение битрейта для ключевых кадров (KeyFrame Boost), уменьшение битрейта под промежуточные кадры (B-frames reduction) и установить относительные колебания битрейта в процентах. Если на закладке «Bitrate» поставлена квантизация, данная опция недоступна. Следующая вкладка — «MBs&Frames». Здесь можно более тонко настроить работу кодека и, в частности, задать размер макроблоков. Рекомендуем выбрать все варианты.

Качество видео при этом будет лучше — правда, скорость кодирования упадет. На этой вкладке стоит также обратить внимание на опцию «Direct mode». Она определяет режим предсказания движения: «Temporal» (временной) обеспечивает лучшее качество картинки, a «Spatial» (пространственный) дает более высокое соотношение сигнал/шум. На последней вкладке с незамысловатым названием «More» (дополнительно) можно уменьшить шумы видео с помощью фильтра «Noise Reduction».

Опцию «Threads» следует изменять только на многопроцессорной системе.

Если вы решили поменять разрешение видео, достаточно выбрать в главном меню VirtualDub команду «Video | Filters», нажать кнопку «Add», указать фильтр «Resize», после чего задать необходимое разрешение.

Владимир Егоров

ПОДЕЛИТЬСЯ


Предыдущая статьяМобильный сканер от ABBYY
Следующая статьяСекреты Nero
КОММЕНТАРИИ



Загрузка...