IP-телефония в массы

IP-телефония в массы

Экономить на связи можно, создав собственную IP-АТС, которая будет перенаправлять звонки из обычной телефонной сети в VoIP-сети. Для этого понадобится купить голосовой шлюз стоимостью около $150 и настроить бесплатную программную АТС.

Экономить на связи можно, создав собственную IP-АТС, которая будет перенаправлять звонки из обычной телефонной сети в VoIP-сети. Для этого понадобится купить голосовой шлюз стоимостью около $150 и настроить бесплатную программную АТС.

Как работает IP-АТС Как работает IP-АТс В этой статье

  • Схема работы IP-ATC
  • Принципы создания собственной IP-ATC
  • Настройка DNS

Мобильные телефоны при всем их удобстве настолько абстрагируют нас от вопроса, где находится собеседник, что возникают курьезные ситуации. Например, проводя отпуск в теплых краях, можно получить входящий звонок от знакомого, находящегося в Киеве, с предложением вместе пообедать. С учетом разницы во времени такой звонок может прийтись как раз на ночное время, не говоря уже о бесполезной оплате соединения в роуминге.

ТЕОРИЯ

Схема работы домашней IP — ATC

Впрочем, существует решение всех этих проблем, и решение красивое, пришедшее из мира больших корпораций, — завести собственную интеллектуальную АТС и с ее помощью создать такую схему телефонных звонков, которая устраивала бы именно вас, а не вашего телефонного оператора.

Используя традиционную телефонную систему, абонент получает телефон, который просто умеет звонить. Преимущество IP-ATC в том, что абонент может самостоятельно задать правила обработки входящих звонков. АТС, например, может узнать, который сейчас час, и действовать согласно некоей логике. Если такая телефонная станция установлена дома и человек в рабочее время не ответил после четырех звонков, то можно перенаправить вызов на мобильный телефон. Если же кто-то звонит поздно ночью, но его номер не занесен в список тех, кому разрешено беспокоить вас в любое время, вызов будет направлен, скажем, в голосовую почту, где позвонивший услышит предложение оставить сообщение со своим именем и номером, и ему обязательно перезвонят.

Отдельного упоминания заслуживает возможность отправить звонок в любой удобный канал связи. В частности, весьма проста интеграция с внешними сервисами IP-телефонии, а ее использование здорово сокращает телефонные счета. При этом остается просто набрать на телефоне номер абонента, АТС же сделает все остальное: поймет, что вызов нужно маршрутизировать через IP-каналы, установит соединение, введет, если нужно, PIN-коды и преобразует номер в требуемый для IP-сервиса формат — в общем, возьмет на себя всю рутинную работу.

ПРАКТИКА

Создание собственной IP — ATC

Давайте попробуем сами создать такую систему. Ничего сложного в схеме работы нет: мы получаем звонок из обычной телефонной сети, перекодируем его в IP-данные на устройстве, называемом голосовым шлюзом, передаем их на IP-ATC, а она уже сама определит, как, согласно имеющимся у нее указаниям пользователя, маршрутизировать полученный IP-трафик.

1) Телефонный сервер

Для начала следует выбрать программную часть IP-ATC, которая обеспечит весь «интеллект» нашей схемы. Из бесплатных продуктов лучшие — Asterisk и Commimigate Pro. С той лишь разницей, что первая бесплатна, а вторая работает в бесплатном (так называемом community) режиме только для некоммерческого использования при количестве заведенных в системе аккаунтов не более пяти. Для домашнего использования этого вполне хватит. Возможно, кому-то Communigate Pro понравится и тем, что представляет собой не только АТС, но и вообще является универсальным коммуникационным сервером, предлагающим возможности для облегчения работы целой команды людей. В частности, это и почтовый, и IM-сервер. Кроме того, если Asterisk работает только в Linux-системах, то Communigate Pro поддерживает и Windows, и Linux.

2) Голосовой шлюз

Вопрос преобразования звонков, поступающих из обычной телефонной сети, можно решить по-разному. Некоторые телефонные операторы уже включили в список предоставляемых услуг передачу голосовых вызовов к клиенту по протоколам VoIP. Если же ваш оператор не умеет или не желает этого делать, придется выходить из положения самостоятельно. Для этого потребуется так называемый голосовой шлюз — устройство, имеющее интерфейс для связи с Ethernet и порт обычной телефонной линии, имитирующий телефон (то есть не создающий гудка на линии, такие порты называют FXO). Нам хватит одного FXO-порта. Такие устройства входят в ассортимент практически любого производителя сетевого оборудования, и стоят они весьма недорого (самые дешевые — около $150). Главное — убедиться, что выбранный шлюз поддерживает протокол SIP.

(вставка) Настройка DNS

Чтобы кроме маршрутизации пришедшего из городской телефонной сети звонка IP-АТС могла бы обрабатывать и SIP-вызовы, нужно внести в таблицу DNS-записи, указывающие, какой хост обрабатывает голосовые вызовы для конкретного домена, а также параметры этих вызовов. Существуют два типа DNS-записей, связанных с SIP-запросами, — SRV и NAPTR.

Поскольку многие программы умеют работать только с SRV-записями, рассмотрим именно их. SRV-запись выглядит так: «_SIP._Протокол.Имя TTL IN SRV Приоритет Вес Порт Хост». Значение поля «Протокол» может быть любым из списка — «UDP», «TCP», «SCTP» или «TLS». «Имя» — это имя домена, TTL — время хранения DNS-записи в кеше. В поля «Приоритет» и «Вес» можно подставить любые целые числа, например 10, — пока у вас только одна IP-АТС, эти поля не повлияют на ее работу.

Оставшиеся строки заполнить легче: «Порт» всегда равен 5060, а в поле «Хост» содержится символьное имя сервера, который обрабатывает эти SIP-звонки.

3) Выбор «трубки»

Последний (по очередности, но не по значению) элемент оборудования, о котором следует подумать, — телефон, используемый для разговора с абонентами. Можно пользоваться настольным IP-телефоном или голосовым шлюзом, имеющим порты для подключения телефонов. Такие порты называют FXS (Foreign Exchange Subscriber), и они «гудят» в линию. Можно решить вопрос и более красиво: приобрести смартфон, который «умеет» работать с Wi-Fi и с VoIP. В этом случае мы получим универсальное решение — возможность направлять звонок как по GSM, так и по Wi-Fi. Например, оказавшись за границей в зоне покрытия Wi-Fi, вместо того чтобы звонить по роуминговым тарифам сотового оператора, вы сможете подключиться к собственной телефонной станции и делать звонки так, как если бы находились у себя дома.

4) Сеть интернет-телефонии

Теперь заходим на сайт www.sipnet.ru и создаем себе там учетную запись. Лучше сразу положить на свой SIPNET-счет хотя бы небольшую сумму. Это снимет ограничения тестового режима, при котором нормально поддерживать разговор становится неудобно. Впрочем, для тестирования вам, весьма вероятно, хватит $1, который уже лег на ваш счет сразу после подключения.

Готово? Замечательно! Теперь переходим к настройке всей системы телефонии. Настраиваем голосовой шлюз и нашу программную IP-АТС так, чтобы станция получала звонки, приходящие на наш городской номер, и могла автоматически осуществлять вызовы в городскую телефонную сеть. Затем настраиваем взаимодействие АТС с SIPNET. Все эти настройки в принципе просты и обеспечат базу для работы планируемой схемы.

5) Настройка логики АТС

На этом этапе настраиваем маршрутизацию звонков таким образом, чтобы при входящем звонке станция начинала дозваниваться по всем номерам: мобильному, настольному и номеру смартфона, подключенного через Wi-Fi. Как только на одном из телефонов будет принят вызов, остальные аппараты перестанут звонить, и разговор продолжится обычным образом. По сути, эта схема очень удобна именно тем, что нет необходимости думать о том, знает ли звонящий человек номер того аппарата, около которого вы находитесь. Кстати, раз уж речь зашла о маршрутизации, имеет смысл настроить станцию так, чтобы все звонки, номера которых находятся за пределами вашего города, отправлялись бы в SIPNET — тогда при передаче звонка через станцию даже не надо будет задумываться, каким путем он пойдет: этим займется АТС.

ВЫГОДЫ IP — ATC

Экономия на роуминге

Что касается экономии, нелишне упомянуть о возможности заметно снизить затраты на роуминг во время поездок в другие города и страны.

Достаточно, приехав в пункт назначения, приобрести SIM-карту любого местного оператора сотовой связи (лучше, если в план обслуживания будут входить бесплатные входящие звонки) и внести в список номеров, по которым происходит дозвон на своей IP-АТС, еще и номер этой SIM. Тогда при звонке на городской номер в вашем родном городе станция постарается «добросить» его до вас на новую SIM-карту через SIPNET, и плата за такой звонок составит несколько центов за минуту! Как видим, перед нами открываются весьма широкие возможности. Главное — понимать, что с телефонным звонком можно сделать нечто большее, чем предлагает телефонная компания. Что же нас ждет завтра? Очевидно, недорогое, предельно мобильное общение, в ходе которого можно будет беседовать с кем и когда угодно.

Глоссарий

D NS. Сервер, обеспечивающий преобразование IP-адресов в названия доменов. Обычно это сервер провайдера или регистратора типа webnames.ru (как услуга регистратора). Некоторые из провайдеров предоставляют веб-интерфейс для управления сервером. Другие просят пользователей присылать запросы на изменения в DNS по почте и вносят записи в базу сами.

SIP. Протокол, использующийся в VoIP-телефонии. Сам он непосредственно не передает голос по сети, а служит для установки связи.

IP -АТС. Устройство (или программно-аппаратный комплекс), позволяющее автоматически передавать сигнал вызова от одного абонента к другому. Причем, в отличие от обычных АТС, с помощью IP-шлюзов IP-АТС способны связывать пользователей телефонных сетей общего пользования и пользователей VoIP-телефонии.

Рекомендуем