Закат планшетного бума

Почти полное отсутствии инноваций и слишком малая целевая группа — планшеты миновали свой пик, и другие устройства их обходят.

1614

Около года назад некий менеджер представляет новый планшет своей фирмы. Гаджет маленький, его удобно держать в руке, он хорошо смотрится. Возможности его ограничены, но и стоит он всего лишь 5000 рублей. «Дорогие планшеты больше не выгодны, — говорит он, держа руки перед собой. — Рынок перенасыщен».

Годом позже Институт рыночных исследований Gartner утверждает следующее: для планшетов прогнозы туманны. Вместо роста до 25% в 2015 году рынок этих аппаратов должен показать рост всего около 19%. Это означает, что к концу 2015-го Apple, Samsung, Acer и другие продадут примерно на 75 млн устройств меньше, чем предполагалось ранее аналитиками Gartner. Даже лидер рынка Apple борется со снижением продаж: с начала года цифры по iPhone ставили рекорд за рекордом, а продажи iPad постоянно падали в сравнении с соответствующими кварталами прошлого года — порой до 13%. И здесь почти ничего не смогли изменить и новые iPad mini 3 и iPad Air 2: слишком мало новшеств было в этих планшетах.

Пик достигнут за четыре года

Что же произошло с этим классом устройств, который так превозносили всего несколько лет назад? Первый iPad, представленный в 2010 году, вызвал бум. Планшеты казались спасением как минимум для средств массовой информации и индустрии развлечений. Журналы, телекомпании, сайты — все создавали свои приложения для iPad.

Планшеты должны были стать главным устройством для потребления продуктов СМИ.

Что же происходит теперь? По мнению Gartner, данная отрасль страдает от того, что клиенты меняют свои планшеты на новые реже, чем предполагалось. К 2018-му жизненный цикл устройства должен увеличиться на три года, но именно в случае с iPad это мало удивляет. Ведь, например, iPad 2 стоит от 17 000 до 25 000 рублей, и хотя ему уже почти четыре года, он безупречно работает с актуальной версией iOS 8.1.

Однако еще большей проблемой является то, что старые планшеты не всегда заменяются актуальными. Зачастую пользователи переходят на фаблеты или ноутбуки с сенсорным экраном. Для последних компания Gartner ввела новую категорию товаров, называемую ультрамобильные ПК (Ultramobile Premiums). Имеются в виду ноутбуки, предлагающие функции планшета: к примеру, уст­ройства «два в одном» и трансформеры. Здесь же видит основную конкуренцию планшетам и Тило Хейз из компании Lenovo. Ведь тем, кто использует гаджет для работы, нужна настоящая клавиатура ноутбука.

Microsoft Surface 3 Pro
Конкурент: гибридный ноутбук

Такие гибридные лэптопы, как Microsoft Surface Pro 3, предлагают сенсорное управление, а также клавиатуру, что делает их подходящими для работы. Съемные экраны превращают ноутбуки в планшеты, а разница в весе минимальна.

И между прочим, в вопросах веса и мобильности они вполне могут конкурировать с планшетами. «Здесь в последние годы была проделана гигантская работа, — говорит Уилфред Том, руководитель подразделения Acer, работающего в Центральной Европе, — сейчас у нас имеется огромное количество более тонких и легких устройств с лучшим качеством дисплеев и увеличенным временем работы аккумуляторов». Еще несколько лет назад это считалось преимуществом планшета.

Производители планшетов ищут ниши

И где же теперь отыскать ниши, которые обеспечат планшетам их место под солнцем? В конце концов, эти устройства используются главным образом для веб-серфинга, чтения и просмотра фильмов — и здесь «технические требования не подвержены сильной трансформации», как утверждает Гэбриэл Виллидженс из компании Toshiba. Конечно, аппаратное обеспечение становится лучше, время работы аккумулятора постоянно увеличивается, но маловероятно, что производители способны произвести более существенную оптимизацию.

Samsung Galaxy Edge
Главный конкурент планшетов — фаблет

В то время как планшеты уменьшаются до семи дюймов, смартфоны вырастают до шести, но (как Samsung Galaxy Edge) пока умещаются в кармане и подходят для телефонных звонков. А пользователям не нужно брать с собой в дорогу оба устройства.

«В лучшем случае планшет останется привлекательным дополнительным устройст­вом», — говорит Виллидженс в отношении перспектив будущего. Гибридные устройства, ультрамобильные ПК будут формировать новый стандарт. Поэтому, например, Toshiba делает ставку скорее на них, чем на новые планшеты. Lenovo, напротив, предпринимает дальнейшие попытки: новый планшет Yoga 2 Pro привлекает дисплеем с диагональю 13,3 дюйма и проектором в подставке — подходящая опция для тех, чья работа проходит в разъездах, но вряд ли это можно назвать массовым продуктом.

Конкуренты ищут спасение для планшетов в новых целевых группах. Например, Acer видит некоторый потенциал для данных устройств в школах: «Это рынок, который открывается нам только сейчас», — говорит руководитель европейского подразделения Том. Тем не менее и эта тенденция уже идет на спад: в США многие школы переходят с планшетов на более выгодные хромобуки.

И только в одной сфере бум по-прежнему не стихает — в играх. Около 66% американцев говорят, что они регулярно играют на мобильных устройствах. Планшеты давно заняли место таких портативных консолей, как PS Vita или Nintendo 3DS в качестве игровых платформ. Разработчики игр переделали многие топовые наименования для планшетов — например, популярные Sims или FIFA. Благодаря увеличивающейся вычислительной мощности появляется все больше 3D-игр для планшетов. Лидер отрасли Apple нацеливается в первую очередь на развивающиеся страны, поскольку именно там от 50% до 70% потребителей скоро купят свой первый планшет. Тим Кук (фото слева) верит: «Этот рынок не насыщен».

Gartner
Убывающие продажи

В конце концов институт рыночных исследований Gartner уменьшил свои прогнозы по продажам планшетов, график показывает разницу в оценках. То, что выражено цифрами, означает следующее: в целом до конца 2015 года будет продано примерно на 75 млн планшетов меньше.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ


Предыдущая статьяОбзор симулятора футбола FIFA 15
Следующая статьяЗамена вентилятора блока питания

КОММЕНТАРИИ