Снег и солнце: 10 советов по съемке и обработке

477

Зима закончилась. Но еще около месяца будет продолжаться время внезапного снега и уникальных световых условий. Хотите научиться делать компактной камерой отличные снимки? В этом вам помогут наши советы и подсказки.

В этой статье

  • ловим погоду в объектив
  • идеальная компьютерная обработка
  • наглядное управление фотоколлекцией
  • профессиональный совет: движение за счет зум-эффекта

К сожалению, цифровые камеры плохо переносят низкие температуры и часто не справляются с избытком белого цвета. Поэтому мы расскажем, как правильно подготовить камеру к съемке в таких условиях. Кроме того, вы узнаете, как профессионалам, несмотря на самый яркий снег, удается делать хорошие снимки и с помощью последующей компьютерной обработки «выжимать» из них максимальное качество.

ФОТОСЪЕМКА

Идеальные снежные снимки

Автоматические программы, предназначенные для съемки заснеженных зимних или горных пейзажей, есть далеко не во всех цифровых аппаратах. Поэтому опытные фотографы используют ручной режим и соответствующие настройки.

(1) Готовим камеру к зимним съемкам

Перед тем как выходить на снег и лед, необходимо соответствующим образом подготовить камеру.

Многие дисплеи сильно отражают свет и к тому же имеют слишком слабую подсветку, поэтому в солнечный день изображение на них можно разглядеть лишь с трудом. В качестве надежной защиты от отражений хорошо зарекомендовали себя защитные пленки, предназначенные для сенсорных дисплеев КПК. Для того чтобы лучше видеть картинку при интенсивном дневном свете, не забудьте установить яркость дисплея на максимум. Однако будьте внимательны — это увеличивает энергопотребление.

Поэтому неплохо иметь с собой хотя бы один запасной аккумулятор. Поскольку источники питания очень чувствительны к холоду, во время съемки их следует держать под одеждой, а не в наружном кармане куртки. То же самое, конечно, относится и к самой камере. Обязательный элемент оснащения — карта памяти большой емкости (лучше, если у вас в запасе будет еще одна). Она позволит вам снимать без ограничений даже во время лыжных спусков.

(2) Увеличиваем скорость фокусировки

Наше тщательное тестирование наглядно показало, что механика цифровых камер при экстремальных температурах работает медленнее, чем обычно. Заметно возрастает время задержки срабатывания затвора. В этом, прежде всего, «виноват» автофокус. Однако данный эффект можно смягчить, вручную уменьшая отверстие диафрагмы. При этом глубина резкости возрастает, и автофокусу не приходится долго перемещать объектив взад-вперед, чтобы правильно определить расстояние до объекта съемки. Правда, а результате несколько увеличивается выдержка, однако в солнечные зимние и весенние дни света бывает достаточно, так что риск получить размытые снимки незначителен. Если снимаемое изображение имеет недостаточную контрастность, например при низких облаках или в начинающемся тумане, автофокус безоговорочно капитулирует. Ему можно помочь: для этого сначала наведите резкость на самую контрастную часть кадра — и только после этого выберите полный кадр. Учтите, что контрастная область, используемая для фокусировки, должна находиться на том же расстоянии, что и основной объект.

Если у вашего фотоаппарата есть клавиша «AF» (Auto Focus), с ее помощью можно временно сохранить наведенную резкость, а затем выбрать окончательную композицию. Некоторые цифровые компактные камеры имеют ручную настройку фокуса. Но воспользоваться этим очевидным преимуществом в условиях солнечного, да еще снежного дня практически невозможно. Дело в том, что резкость приходится контролировать по дисплею. А на нем, как уже упоминалось, почти ничего не видно.

(3) Обманываем автоэкспозицию

При фотографировании объектов, окруженных ярким фоном, необходимо соблюдать известную осторожность. Тот, кто снимает без оглядки, может испытать разочарование: сияющий бело-голубой снег превращается на снимке в грязно-серую массу, а изображение получается слишком темным. Почему? Ответ прост: сенсор фотоаппарата воспринимает отраженный от снега рассеянный свет и определяет более высокую яркость, чем есть на самом деле. Из-за этого автоматика уменьшает выдержку или закрывает диафрагму — почти на две ступени ниже оптимальной экспозиции.

В этом случае следует предпринять коррекцию экспозиции. Вместо экспозамера по нескольким точкам включите замер по одной точке и увеличьте экспозицию на одну-две ступени. Затем поместите главный объект в центр кадра, для фокусировки слегка нажмите кнопку спуска затвора и удерживайте ее нажатой. Теперь выберите точную композицию и нажмите кнопку до конца. Если у вашей камеры есть клавиша «AE» (Auto Exposure), можете с ее помощью сделать замер по центру кадра, а затем установить окончательный кадр и заново настроить резкость. Однако если нужно запечатлеть человеческую фигуру во весь кадр, то, несмотря на яркий фон, от коррекции экспозиции лучше отказаться. В этом случае при экспозамере на сенсор попадает незначительное количество рассеянного отраженного света, и увеличение экспозиции может дать слишком светлое изображение.

(4) Оптимизируем баланс белого

Лыжные трассы обычно находятся высоко в горах. Там, наверху, ультрафиолетовое излучение гораздо сильнее, чем на равнине. Из-за этого автоматический баланс белого начинает давать ошибки. В таких условиях большинство цифровых камер требует коррекции цветовой температуры (обычно зимой в горах она составляет около 7000–10 000 градусов Кельвина). Если ваша камера это позволяет, скорректируйте баланс белого вручную. Автобаланс, настроенный по белой поверхности (в нашем случае по снегу), как правило, неточен, поскольку результат искажается ультрафиолетовым излучением. Лучше сделайте пробный снимок и увеличьте значение баланса белого.

(5) Превращаем недостатки в преимущества

У цифровых камер есть одна неприятная особенность: в некоторых случаях на изображении заметен шум — тонкая пелена, состоящая из цветных точек. Она появляется из-за того, что отдельные пиксели сенсора дают ошибочные значения яркости и цвета. Это явление знакомо каждому фотографу, хоть раз снимавшему цифровой камерой при вечернем свете. Однако и в горах, в световых условиях, близких к идеальным, случается нечто похожее — особенно при съемках в контровом свете. Возникающий пиксельный эффект имеет вид ореола и называется blooming. Причина в том, что избыточный свет «ослепляет» некоторые светодиоды сенсора, поскольку в объектив, кроме прямых, в избытке попадают рассеянные лучи. Если избавиться от этого явления не удается, попробуйте целенаправленно экспериментировать с ним, используя его как художественный элемент. Так можно получить в контровом свете очень интересные снимки. Чтобы усилить эффект, задайте максимальное значение ISO. Может случиться так, что даже с минимальной диафрагмой и выдержкой не удастся избежать переэкспозиции. В этом случае постепенно снижайте значение ISO. Некоторые современные компактные камеры имеют функцию электронного подавления эффекта blooming. Чтобы получить красиво «шумящие» фото, ее следует отключить.

ОБРАБОТКА ФОТОГРАФИЙ

Добиваемся максимального качества снимков

Конечно, хорошая фотография требует правильной экспозиции. Но есть специальные инструменты, до которых доходит очередь уже после съемки. Они помогают спасти не особенно удачные кадры, а удачным способны придать дополнительный блеск.

(6) «Отмываем» снег до белизны

Если у вас при съемке отказал автоматический баланс белого, и яркий снег превратился в скучную серую массу, воспользуйтесь новой программой Adobe Lightroom (http://labs.adobe.com/technologies/lightroom).

Даже бесплатная бета-версия имеет мощные функции для всех стадий фотопроцесса — от копирования и отбора снимков до цифровой «проявки», создания презентаций и печати. В то время как многие другие программы принудительно преобразуют снимки в формат RAW, профессиональные инструменты Lightroom могут работать с изображениями в формате JPEG. Здесь можно исправить баланс белого, улучшить экспозицию и точно скорректировать цвета, не меняя исходного файла.

Вот как это делается. Сначала с помощью меню «File | Import» загрузите фотографии. Затем выберите одну из них и в правом верхнем углу программного окна щелкните по «Develop».

Откроется одноименный модуль. В его правой части вы увидите многочисленные ползунки, которые служат для коррекции изображения. С помощью опции «Whitebalance» в разделе «Basic» задайте цветовую температуру, то есть сделайте изображение теплее или холоднее.

Опция «As shot» позволяет в любой момент вернуть снимок в исходное состояние. Затем потяните вправо ползунок «Exposure», чтобы увеличить яркость. Эта операция сделает снимок светлее и вернет снегу сияющую белизну. Если некоторые области кадра окажутся пересвеченными, то ползунком «Recovery» вы сможете восстановить утраченные детали.

(7) Избавляемся от виньетирования

Сияющее синее небо, белый снег — в углах таких снимков часто появляются неприглядные темные тени. Вы сможете легко избавиться от них, используя инструмент «Lens Corrections» программы Lightroom, который находится в модуле «Develop». Для этого в разделе «Lens Vignetting» выберите ползунок «Amount» и тяните его вправо, пока яркость в углах кадра не станет такой же, как в середине.

(8) Оптимизируем контрастность

После первой «стирки» ваш снимок, возможно, все еще слишком бледен. Это не беда. Вернуть яркие цвета поможет тоновая коррекция — главный инструмент многих графических редакторов. У программы Lightroom он находится в разделе «Tonecurve». Легкий S-образный изгиб кривой на диаграмме повысит контрастность изображения. Его можно сделать с помощью ползунков, расположенных под диаграммой, или мышью. Очень удобны заготовки в разделе «ACR Curve», с помощью которых можно быстро скорректировать контрастность изображения, даже не обладая специальными знаниями. После всех произведенных операций сохраните снимок с помощью меню «File | Export». Для этого в открывшемся окне задайте путь и название файла, а также разрешение изображения.

(9) Улучшаем цвет

Точная цветовая коррекция может превратить обычный снимок в настоящий фотошедевр. Однако простое увеличение насыщенности едва ли гарантирует вам успех. Чаще всего бывает необходимо подчеркнуть отдельные элементы, не затрагивая остальной кадр.

Поэтому используйте раздельную коррекцию, которая позволяет точно изменять отдельные цвета. В нашем примере (снимок 9) мы сделаем выразительнее небо и освещенные снизу облака.

Откройте фотографию в Photoshop и выделите ту область, которую необходимо обработать. Начните с инструмента «Волшебная палочка» и уточните выделение с помощью инструмента «Лассо». Для того чтобы добавить к выделенной области новые точки, удерживайте нажатой клавишу «Ctrl», чтобы удалить лишние – используйте «Alt». Точно обвести края гор поможет инструмент «Магнитное лассо».

Будьте аккуратны: чем точнее вы выделите область, тем лучше будет выглядеть окончательный результат. Присвойте созданной маске какое-нибудь запоминающееся название, например «небо», и сохраните ее с помощью опции «Select | Save Selection». Затем в нижней части палитры слоев щелкните по черно-белому кругу и откройте «Selective Color Options».

При этом будет создан корректирующий слой. Photoshop «запомнит» выделенную область, и в новом слое будет показана соответствующая миниатюра. В открывшемся окне, в разделе «Colors», выберите вариант «Blues». С помощью ползунков измените цвет синих областей вечернего неба. Для этого немного убавьте желтую составляющую — это сделает небо гораздо «чище». Чтобы усилить цвет, добавьте пурпурного (Magenta) и черного. А ползунком «Cyan» (голубой) выберите оттенок — фиолетовый (отрицательные значения) или плотный синий (положительные значения). Щелчком по «ОК» закройте окно.

Последний шаг — обработка подсвеченных облаков. Откройте окно «Hue/ Saturation». В разделе «Edit» выберите «Reds». Активируйте пипетку и щелкните по одному из облаков, цветовой тон которого необходимо усилить. Ползунки цветовой палитры придут в соответствующее положение. Теперь увеличьте насыщенность (Saturation). Помните, что при высоких значениях изображение, хотя и выглядит гораздо лучше, но может потерять естественность.

Здесь стоит поэкспериментировать. Закрыв окно, с помощью меню «File | Save for Web» можно уменьшить файл до необходимого размера и сохранить его копию в сжатом формате, не объединяя предварительно все слои.

Долой хаос, или Как правильно архивировать фотографии

Зашифрованные имена файлов, десятки папок с фотографиями, разбросанных по разным дискам, — все это, пожалуй, знакомо каждому пользователю. Вот несколько советов, посвященных тому, как навести порядок в фотоколлекции.

Сортируем по хронологии. Как только число файлов в папке переваливает за две-три сотни, доступ к ней серьезно замедляется. Поэтому мы рекомендуем уже при копировании снимков с камеры сортировать их по разным каталогам, названным в соответствии, например, с датой съемки.

Сразу сохраняем фотографии. Архивируйте свои фотографии после каждой съемки. К примеру, записывайте их на CD, DVD или на внешний жесткий диск. Таким образом, у вас под рукой всегда будет резервная копия, даже если вы ненароком удалите нужные файлы.

Переименовываем файлы. Файлы цифровых камер с бессмысленными названиями (IMG_006.JPG) лучше сразу переименовывать («Отпуск_Kapпaты-006.JPG»). Для большей наглядности следует также включать в имена файлов дату съемки. С этой задачей отлично справляются многие программы, к примеру, Picasa или Siren. Они прочитывают данные EXIF, записанные в каждом фотофайле (например, дату съемки или разрешение снимка) и автоматически включают их в название файла.

Грамотно оцениваем фотографии. Каждый менеджер изображений дает возможность оценивать фотографии: обычно в распоряжении пользователя есть от одной до пяти звездочек. Делайте это при первом же просмотре. Все кадры с оценкой ниже, чем удовлетворительно, мы советуем немедленно отправлять в «Корзину» вместе с остальным цифровым мусором.

(10) Расширяем спектр

Если кадр содержит очень светлые и очень темные области, при съемке часть информации теряется, поскольку сенсор имеет ограниченный динамический диапазон и не может одновременно передать все ступени яркости. При этом крайние значения «отрезаются» и сохраняются в виде черного и белого цветов. Компьютерная обработка изображения позволяет расширить спектр. Для этого необходимо совместить две-три фотографии, сделанные с одной и той же точки, с одинаковой диафрагмой, но с разной выдержкой (лучше со штатива). Откройте снимки в Photoshop и разместите их в разных слоях, один над другим, соответственно выдержке: самый светлый кадр должен находиться внизу, а самый темный наверху. Точно совместите изображения, делая отдельные слои полупрозрачными. Щелкнув по картинке инструментом перемещения (Move Tool), вы сможете клавишами со стрелками двигать ее с точностью до пикселя.

Теперь следует выбрать из каждого кадра области с правильной экспозицией. Два снимка с ровным горизонтом, например, легко совместить с помощью инструмента «Градиент». Но есть и более точный метод. Сначала выделите необходимые части, используя «Лассо» или «Волшебную палочку». Хорошо зарекомендовал себя и инструмент «Color Range».

Чтобы избежать резких перепадов, смягчите границы выделенных областей. Эта опция находится на панели символов. Преобразуйте выделение в маску слоя для снимка, который находится в верхнем слое. В Photoshop для этого достаточно щелкнуть по «Add Layer Mask» на палитре слоев. Программа отобразит только те области этого слоя, которые не скрыты маской. Затем сохраните файл.

Совет профессионала: движение за счет зум-эффекта

Если во время экспозиции, слегка вращая кольцо трансфокатора, «наехать» на объект, возникает впечатление стремительного движения. Имитировать этот зум-эффект можно с помощью инструмента размытия.

Необходимый фильтр находится в Photoshop под «Filter | Blur | Radial Blur» (пункт «Zoom»). Сначала скопируйте оригинал в новый слой и примените к нему зум-эффект. В диалоговом окне установите центральный крест на основном объекте кадра и щелкните по «ОК». Теперь уменьшите действие эффекта на основном объекте. Для этого создайте маску слоя, щелкнув в нижней части панели слоев по прямоугольнику с кружком внутри. Клавишей «X» выберите черный цвет в качестве основного. Уменьшите непрозрачность на 20% и кистью обрисуйте главный объект. Благодаря уменьшенной непрозрачности эффект будет ослаблен, но не отменен — это сохранит естественное впечатление. В заключение откройте окно тоновой коррекции. Легкий изгиб кривой позволит вернуть изображению контрастность.

ПОДЕЛИТЬСЯ


Предыдущая статьяХранение и защита данных
Следующая статьяОбъемные перспективы
КОММЕНТАРИИ



    Загрузка...
    MEDIAMETRICS