Сеть меняет наши мозги?

Сеть меняет наши мозги?

Информационные технологии, с которыми нам приходится сталкиваться ежедневно, воздействуют на наш мозг, изменяя его. При правильно рассчитанной «дозе» Интернет, социальные сети и компьютерные технологии даже способны сделать нас немного умнее.

Информационные технологии, с которыми нам приходится сталкиваться ежедневно, воздействуют на наш мозг, изменяя его. При правильно рассчитанной «дозе» Интернет, социальные сети и компьютерные технологии даже способны сделать нас немного умнее.

 Профессор Алан Снайдер, директор Австралийского Института мозга, изобрел так называемую «думающую шапку». Это небольшое устройство стимулирует работу мозга, повышая интеллектуальные способности человека. «Думающая шапка» состоит из узкой резиновой ленты, которая позволяет зафиксировать над левой и правой височными областями два электрода. От них отходят два провода, ведущие к простому устройству с потенциометром и дисплеем. Оно генерирует определенные электрические импульсы, которые, как утверждается, приводят к просветлению сознания.


В ходе проведенного в августе прошлого года эксперимента, в котором приняли участие 60 человек, ученый проделал следующее. Он предложил испытуемым решить несколько математических примеров, составленных из обычных спичек (см.

картинку). Эти примеры содержали ошибки, устранить которые можно было путем перестановки всего одной спички. При этом, если ученый делал вид, что активирует «думающую шапку», используя так называемый эффект плацебо, количество справившихся с задачей находилось приблизительно на уровне 20%.

Однако в случаях, когда «думающая шапка» применялась на самом деле, процент решивших задачу возрастал втрое.

Цифровой мозговой штурм: телефоны, компьютеры и Интернет формируют мозг

Объяснение данному явлению все же существует, причем довольно давно. Известно огромное количество историй о том, как человек после повреждения определенной области мозга вследствие несчастного случая вдруг открывал в себе невероятные способности — например, начинал хорошо рисовать или сочинять стихи. По сути, электрические импульсы «думающей шапки» как раз и вызывают подобную «травму»: используя поток электрической энергии, Алан Снайдер стимулирует правую переднюю височную долю, одновременно подавляя активность левой. По словам ученого, ему удалось на несколько секунд «отключить» полученный жизненный опыт. «Это можно использовать в случаях, когда необходимо взглянуть на мир глазами ребенка», — говорит Снайдер. И этот незамутненный взгляд, по всей видимости, как раз позволил лучше справиться с необычной задачей.

Высокие интеллектуальные способности по команде — фантастика или реальность? Эксперимент Снайдера — это частный случай, целенаправленное воздействие на мозг человека, которое дает лишь кратковременный эффект. Но и без «думающей шапки» человек вполне способен войти в состояние повышенной концентрации, которое позволяет быстрее решать задачи. Для этого необходимо лишь некоторое время потренироваться. Ведь наш мозг постоянно изменяется и адаптируется к новым задачам.

Фактор удовольствия: все явления и события различаются по степени их значимости

Непосвященный человек способен открыть для себя поразительный эффект. Так, британские ученые в ходе длительных исследований установили, что за последнее десятилетие область сенсомоторной коры, отвечающая за работу большого пальца, у молодых людей (в возрасте 15 лет) увеличилась практически в два раза.

Эта часть коры головного мозга демонстрирует в настоящее время большую активность, чем раньше, что связано, вероятно, с частым написанием SMS-сообщений. Для специалиста здесь нет ничего особенного. «Это случается даже тогда, когда кто-нибудь жонглирует», — говорит профессор Геральд Хютер, исследователь головного мозга из университета Геттингена. «Интересен тот факт, что добиться этого можно не только с помощью тренировок. Данные связи формируются по той причине, что человек испытывает удовольствие при написании SMS-сообщений».

Говоря простым языком, в голове человека, увлеченно обменивающегося SMS-сообщениями, происходит следующее. В среднем мозгу активируются так называемые эмоциональные центры, которые вырабатывают нейропластические медиаторы. Наиболее известным из них является допамин — «гормон счастья». Эти медиаторы побуждают определенные нервные клетки к формированию новых синапсов или упрочнению имеющихся связей.

«Данные медиаторы действуют как удобрение», — говорит Геральд Хютер. При этом всегда справедливо следующее правило: когда нам нравится что-либо делать, активирующиеся при этом занятии области мозга увеличиваются. Таковы законы химии.

Умный и асоциальный: IQ увеличивается, эмоциональное развитие снижается


Хорошая новость: компьютеры делают нас умнее. Мы привыкли выделять из непрерывного и плотного информационного потока только то, что нам по душе. Мы способны быстро распознавать образы и использовать абстрактное мышление. Британский исследователь мозга Сьюзан Гринфилд сказала однажды, что средний коэффициент интеллекта людей в последние годы увеличился, причем из-за того, что мы постоянно сидим за компьютером. Следующая новость ни хорошая, ни плохая: на самом деле есть способности, которые мы теряем, потому что мы их не используем. Раньше телефонные номера нужно было хранить в памяти, а сегодня это делает за нас мобильный телефон. Некоторые исследователи мозга говорят о таком явлении, как «цифровое слабоумие», при котором человек не стремится запоминать информацию, так как Google или «Википедия» всегда находятся под рукой. Нейробиолог Хютер говорит об автоматизме: «Не нужно запоминать то, что для вас не представляет значения».

Но есть еще и плохая новость: если кто-либо из нас придает большое значение Интернету и его социальным сетям, чатам и компьютерным играм, в дело вступают нейропластические медиаторы. Увеличиваясь в одном месте, мозг оказывается недоразвитым в другом. То есть те, кто постоянно сидит за компьютером, теряют все свои социальные навыки: способность входить в положение других людей, правильно интерпретировать мимику и жесты собеседника, составлять долгосрочный план своих действий и, что самое важное, преодолевать состояние фрустрации и контролировать импульсы.

Лучше, чем телевизор: компьютер — инструмент для творческих личностей

Если вы заметили, что полное погружение в виртуальный мир не идет вам на пользу, вы сможете практически автоматически избежать атрофии соответствующих областей мозга.

Однако не каждый способен распознать данные процессы (это касается прежде всего молодых людей). Если в реальной жизни этим людям представляется слишком мало возможностей действовать самостоятельно, если они не в состоянии доказать, что тоже на что-то способны или могут быть полезными, то они пытаются самореализоваться посредством игр или Интернета.

Таким образом, те, кто знает меру, останутся только в выигрыше от использования ПК и Сети. И хотя компьютер не способен выдавать творческие решения по команде, подобно «думающей шапке» Алана Снайдера, он обладает огромным творческим потенциалом.

ПК и Интернет — это инструменты, с помощью которых можно творить, такие же, например, как карандаш или молоток. И все больше людей рассматривают их именно с данной точки зрения.

«Креативный» компьютер: может ли Watson думать как человек?

Разработанный в IBM суперкомпьютер Watson сыграл в викторине Jeopardy! против двух сильнейших игроков и одержал фантастическую победу.

Викторина построена на высказыва­ниях, к которым участники должны сформулировать подходящий вопрос. Jeopardy! предполагает наличие у игроков смекалки, а также способно­сти к нестандартному мышлению вви­ду двусмысленности некоторых фор­мулировок. В этом отношении Watson, который распознает речь, производит семантический анализ и делает выво­ды, является выдающимся достижени­ем в области разработки искусствен­ного интеллекта. Но, несмотря на это, Watson не способен думать как чело­век. Например, суперкомпьютер пасовал перед заданиями, в которых содержалась ирония.

Рекомендуем