Разгони свой интеллект

Разгони свой интеллект

Сколько бит у вас в голове? CHIP расскажет о наиболее эффективных методах — начиная c тренировки мозга и заканчивая упражнениями на основе поиска информации в Google.

Сколько бит у вас в голове? CHIP расскажет о наиболее эффективных методах — начиная c тренировки мозга и заканчивая упражнениями на основе поиска информации в Google.

 (1) Интернет формирует наш мозг (1) Интернет формирует наш мозг (2) Два солдата подразделения GIs состязаются на виртуальном боксерском ринге (2) Два солдата подразделения GIs состязаются на виртуальном боксерском ринге Вы любите тетрис? Тогда вас, возможно, заинтересует игра Tetris Unlimited, а также тот факт, что свойства мозга после каждой игры несколько изменяются. Недавно это было научно доказано в США: исследователи из Нью-Мексико с помощью магнитно-резонансной томографии установили, что после ежедневной тридцатиминутной игры в тетрис (на протяжении трех месяцев) серое вещество головного мозга испытуемых в определенных местах значительно увеличилось, а в других — работало эффективнее, чем прежде. Ставшие более активными участки мозга отвечают за наглядно-образное мышление и координацию «рука-глаз».

По всей видимости, натренировать серые клетки удалось благодаря укладыванию разноцветных падающих фигур, подобно накачиванию мышц в тренажерном зале.

Другие изыскания в области исследований мозга недавно также привели к поразительным выводам о связи его активности с работой за компьютером. Американский психиатр Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Гэри Смолл установил, что с опытом использования Интернета, растущим в процессе поиска информации в Сети, активируются дополнительные участки мозга. У начинающих пользователей Всемирной паутины во время просмотра веб-сайтов активны прежде всего области, отвечающие за чтение, то есть языковой центр и зрительная кора в левом полушарии мозга, а у более опытных работают совсем иные участки (см. рисунок 1) — части лобной и височной долей, а также гиппокампа, то есть области, которые помогают принимать сложные решения с целью как можно быстрее найти искомое.

Даже трехмерные игры жанра экшен, пользующиеся дурной славой, могут положительно влиять на этот самый сложный человеческий орган — точнее, его способность выполнять в уме несколько действий одновременно, то есть многозадачность.

Доказательство тому было получено в 2005 году в Технологическом институте Unitec в Новой Зеландии: всем испытуемым было предложено пройти тест, который требовал одновременного выполнения нескольких умственных операций (например, запоминания букв и вычислений). Сначала результаты были одинаковыми. После этого одной группе было разрешено в течение двух часов играть в шутер от первого лица Counter-Strike, а другой — нет. Затем все они вновь выполнили тестовое задание.

В результате группа испытуемых, игравших в Counter-Strike, продемонстрировала абсолютное превосходство над остальными участниками эксперимента, у которых не было подобной тренировки.

Мозг развивается всегда, когда он в действии

Наиболее очевидным объяснением данного факта, по мнению ученого Пола Кернея, является то, что, играя в 3D-шутеры, геймер должен решать сразу несколько задач: постоянно передвигаться по игровой арене, целиться во врагов, уходить в укрытие, контролировать состояние здоровья и запасы оружия, вырабатывать стратегию, обсуждая текущее положение со своими боевыми товарищами.

Одновременное выполнение всех этих действий является интенсивной тренировкой мозга играющего, вырабатывающей способность к многозадачности.

3D-игры развивают в первую очередь зрительное внимание, то есть способность реагировать на быстро чередующиеся раздражители на экране монитора. В проведенном еще в 2003 году исследовании в городе Рочестере (США) испытуемые легко справлялись с данной задачей, если предварительно им разрешалось играть в трехмерную игру.

При этом они показывали лучшие результаты, чем уже упомянутые игроки в тетрис, которые могут оперировать только одной фигурой единовременно. Сохранится ли усиленное зрительное восприятие в течение длительного периода, и какие побочные явления с этим сопряжены, по-прежнему остается спорным вопросом.

Большую проблему для геймеров представляет, однако, другое явление, обнаруженное недавно в Университете Кембриджа. Оно присуще заядлым игрокам в азартные игры: у тех, кто имеет предрасположенность к игровой зависимости, мозг при незначительных поражениях выбрасывает в кровь столько же допамина («гормона счастья»), сколько и при выигрыше. Таким образом, «система поощрения» в мозгу вступает в действие даже при проигрышах, и «игроман» просто не в состоянии прервать игру. Только те, кто рассматривает незначительное поражение как полноценное, могут вовремя остановиться.

Просто факты

Производительность. Наш мозг способен выполнять примерно от 1012 до 1016 вычислительных операций в секунду, потребляя при этом в 5000 раз меньше энергии, чем современные процессоры.

Тренинги доктора Кавашимы. Подтверждено исследованиями: компьютерные игры-головоломки замедляют ухудшение памяти в преклонном возрасте.

Тетрис. Доказано, что длительная игра в тетрис тренирует области мозга, которые отвечают за наглядно-образное мышление.

Эффект от тренинга. При физической активности в мозг поступает достаточное количество кислорода, даже если двигаться, только играя в игры.

3D-шутеры. Доказано, что они повышают зрительное внимание. Причина в том, что геймер привыкает контролировать несколько объектов одновременно.

Мобильные телефоны. Исследование показало: при интенсивном использовании сотовых аппаратов учениками у них стремительно увеличивается скорость обработки информации, однако одновременно с этим возрастает и количество допускаемых ошибок

Мировые рекорды человеческой памяти:
  • 195 лиц людей и их имена за 15 минут смог запомнить Борис Николай Конрад на проходившем в прошлом году в Лондоне чемпионате мира по запоминанию, а по прошествии 30 минут назвал их, не допустив ни единой ошибки
  • 1264 написанные цифры за 30 минут в правильной последовательности запомнил Йоханнес Маллов
  • 318 абстрактных изображений смог повторно расположить в верном порядке немецкий чемпион мира Гюнтер Карстен
  • 52 карты сумел зафиксировать в памяти чемпион мира англичанин Бен Придмор всего за 24,97 секунды
  • 280 случайно выбранных слов запомнил за 15 минут и воспроизвел их в той же последовательности Борис Николай Конрад
  • 67 890 знаков после запятой в числе «пи» смог по памяти назвать китаец Лу Чао в 2005 году.

    На это у него ушло 24 часа.

«Цифра два — это лебедь»

Из интервью с Кристианой Штенгер, неоднократной чемпионкой мира по запоминанию.

Вы способны запомнить 50 цифр менее чем за минуту. Как вам это удается? Это дело техники, и освоить ее может любой. Основной принцип, который заложен в данную методику, заключается в том, что легче запоминаются зрительные образы, нежели цифры или буквы.

Как это можно реализовать на примере телефонного номера? Для начала подберите для каждой цифры свой образ. Представим, что ноль — это колесо, четыре — овечка, потому что у нее четыре ноги, двойка похожа на лебедя с изогнутой шеей, а восьмерка — это американские горки. Таким образом, число 4082 — это овечка, которая прыгает через колесо, торопясь к американским горкам, на которых катается лебедь.

В этом случае приходится удерживать в памяти не только номер, но и историю. Я знаю, что история звучит нелепо. Но если вы плохо запоминаете цифры, этот метод вам поможет. Образы останутся в памяти. Разумеется, этот телефонный номер не такой уж длинный. Но тем, кому нужно запомнить большой объем информации, данный метод тоже придется очень кстати.

Сколько номеров может запомнить человек средних интеллектуальных способностей таким образом? Необходимо упражняться, но, освоив данную методику, вы легко сможете удерживать в памяти порядка 50 номеров.

Тренинг кратковременной памяти может привести к поразительным улучшениям в работе мозга

Но и решение других умственных задач может быстро спровоцировать возникновение зависимости: те, кто хотя бы раз видел, с какой поразительной скоростью пассажиры токийского метро играют в электронные игры судоку, понимают, что даже простые задачи могут действовать на наш игровой инстинкт крайне возбуждающе.

Данным эффектом еще в начале 1980-х годов воспользовался доктор Кавашима.

Вначале он разработал игру на запоминание с использованием разноцветных картонных коробок. Она должна была помочь пожилым людям как можно дольше поддерживать или даже совершенствовать свои умственные способности. Кроме того, он стремился не позволить больным, находящимся на длительном лечении, впасть в отупение и в форме игры заставить их вернуться к жизни. Однако его методы быстро обрели неслыханную популярность среди молодых и абсолютно здоровых жителей Японии и были перенесены на всевозможные электронные платформы, которые помимо всего прочего способны воздействовать на человека посредством акустических раздражителей и выполнять обработку результатов, включая поощрение тестируемого за достигнутый успех.

Доктор Кавашима: живая легенда

Человек, подаривший название самой известной игре на развитие интеллектуальных способностей, пожертвовал науке миллионы. Рюта Кавашима родился в 1959 году в городе Чиба в Японии. Он занимался исследованиями мозга в рамках своего обучения медицине. В 2003 году он опубликовал книгу «Train Your Brain: 60 days to a better brain», которая завоевала в Японии большой успех и легла в основу популярной игры для консоли Nintendo «Возраст мозга: тренируйте свой мозг по несколько минут в день». В 2008 году Кавашима отказался от причитавшегося ему лицензионного вознаграждения (около €15 млн), мотивировав это тем, что не заслуживает денег, так как вовсе не заработал их. Он пожертвовал всю сумму на исследования инсульта.

Дальнейшее развитие новых методов было предпринято немецким исследователем интеллекта из Эрлангена, доктором Зигфридом Лерлем, в его «Тренинге умственной активности». Путем целенаправленной тренировки кратковременной памяти Лерль помог многим людям достичь невероятных результатов в работе мозга.

Узнать, сколько бит информации вмещает ваша кратковременная память, можно, пройдя тест доктора Лерля.

Сколько бит насчитывает ваша кратковременная память

Кратковременная память является в значительной степени определяющим условием гибкого интеллекта, то есть способности решать проблемы, не обращаясь к опыту. А сколько бит у вас? 1) С корость обработки информации. Прочтите вслух следующие буквы как можно быстрее, измеряя при этом время в секундах: S L F Z W K D Y G O F P S A R H X B V M Теперь разделите 100 на полученное значение (средний результат — 15).

2) К оличество запоминаемых букв. Громко прочитайте вслух строку из букв, а затем закройте ее. Теперь запишите то, что вы запомнили. Засчитывается самая длинная правильно указанная последовательность.

KWL (3) GTDN (4) CHSGP (5) NKMGWP (6) PHNLGRZS (7) RMDLSZKFX (8) TSPLRMZXQL (9) 3) Р асчет объема кратковременной памяти. Умножьте значение, полученное в первом тесте, на значение, полученное во втором, чтобы узнать объем своей кратковременной памяти в битах. Средний результат — 65–95 бит.

Тренировка мозга: некоторые ученые ставят эффективность умственных упражнений под сомнение

Стоит ли ожидать от натренированного с помощью компьютера или игровой консоли мозга умственного взлета в других областях, или эти способности могут быть использованы только для решения отработанных задач, как и прежде, остается спорным вопросом.

Широкомасштабный эксперимент, проведенный в Англии, должен был пролить на это свет. Научное шоу канала BBC под названием Bang Goes the Theory смогло убедить более 11 000 добровольцев в возрасте от 18 до 60 лет принять участие в проекте, который предусматривал десятиминутный онлайн-тренинг как минимум три раза в неделю в течение полутора месяцев. При этом испытуемые были разделены на три группы: первая упражнялась в решении сложных задач, вторая тренировала свою кратковременную память по методике доктора Кавашимы, а третья должна была искать в Интернете ответы на простейшие вопросы вроде «Когда родился Генрих VIII?». После этого всем трем группам предстояло пройти тест для проверки своих якобы улучшившихся способностей.

Результаты, опубликованные в конце апреля, гласили: отличий между группами не выявлено. И хотя выполнение определенных упражнений давалось участникам лучше, это является следствием обычной тренировки. «Значительные изменения выявлены не были», — утверждает ученый-невролог Эдриан Оуэн из Media Research Council (MRC, Кембридж). «Я не считаю научно доказуемым предположение, что развитие определенных когнитивных навыков может сделать людей умнее», — таково его недвусмысленное заключение.

Это вызвало бурю негодования и протестов — прежде всего со стороны поставщиков программ для развития умственных способностей (анг. brainjogging), а также в научных кругах. Ученые заявили, что для изучения явлений, которые служили предметом эксперимента, тренинг был недостаточно интенсивным. Кроме того, выбранная аудитория якобы была не очень репрезентативной, а главное — слишком молодой, так как, согласно существовавшей до сих пор теории, пожилые люди способны извлечь из тренировки умственных способностей наибольшую пользу.

Компьютерный тренинг как средство против деградации

То, что спорт является одним из самых эффективных методов повышения наших умственных способностей, вам наверняка известно. Более интенсивная подача кислорода благодаря физической активности создает благоприятные предпосылки к достижению небывалых высот мыслительной деятельности. Это актуально как для повышения, так и сохранения умственной активности людей в преклонном возрасте. Данный факт подтверждают недавние исследования, проведенные в Германии. В рамках научного проекта изучалось влияние, которое оказывала ежедневная игра на консоли Wii (особенно в игру Wii Sports) на жителей трех домов престарелых. Выводы заключительного отчета гласят, что «целенаправленное применение видеоигровой консоли Wii и соответствующей программы может оказать положительное влияние на когнитивные способности». Кроме того, консольные игры благодаря управлению с помощью игрового контроллера Wiimote, которое заставляет активно двигаться, развивают и физические способности пожилых людей, а также просто доставляют удовольствие.

Подобный прием также используется американской армией с целью скорейшего восстановления солдат с поражениями суставов. Например, на военной базе в немецком городе Ландштуле игры Wii уже несколько лет применяются в терапевтических целях. Они способны более эффективно, чем мучительно однообразные занятия с психиатром, побуждать солдат подразделения GIs к движению травмированных конечностей, причем делать это на протяжении нескольких часов. Такие тренировки ускоряют процесс выздоровления — неслучайно в рамках игровой реабилитации сформировалось понятие «Wii-абилитация».

Однако вполне вероятно, что данный вид физиотерапии недолго будет ограничиваться игровыми консолями от Nintendo: уже в этом году в рамках проектов Move для PlayStation 3 и Project Natal для Xbox 360 компании Sony и Microsoft планируют представить публике собственные стимулирующие движение технологии управления, которые превзойдут возможности контроллера Wiimote. Именно тогда исследователям снова придется взяться за свои магнитно-резонансные томографы, чтобы проверить, какие области мозга активизируются на этот раз.

Игровые консоли для поддержания тонуса

PlayStation, iPod или Wii? Какая из многочисленных консолей поможет поддерживать ум и тело в отличной форме, вы узнаете из этого обзора.

Nintendo Wii. Это самая настоящая «оздоровительная» консоль. Благодаря тому что для управления ею необходимо двигаться, она используется даже при реабилитации раненых американских солдат. Игра в Nintendo предоставляет дополнительную возможность поддержки пациента при поражениях суставов, терапия которых прежде осуществлялась только посредством монотонных движений. Цена 2800 руб.

Sony PlayStation Portable. Для уже устаревшей PSP доступно лишь небольшое количество игр на развитие мышления. При этом раздражает несколько неудобное управление. Цена 3200 руб.

Xbox 360. Ассортимент игр на развитие мышления для игровой консоли от Microsoft невелик. Ее ценность в качестве «оздоровительной» возрастет со следующего года — с появлением манипулятора Natal, побуждающего игрока к интенсивным движениям. Цена 2000 руб.

Nintendo DSi. Благодаря практичному управлению с помощью стилуса и большому выбору программ эта консоль, прекрасно подходящая для игр-головоломок, в настоящее время является хитом среди портативных игровых систем. Цена 2400 руб.

iPod touch/iPhone. Онлайн-магазин App Store — богатый источник пазлов и классических игр, например, судоку.

Аблагодаря интуитивно понятному сенсорному управлению устройства от Apple просты в использовании. Цена — от 8000 руб.

Sony PlayStation 3.

Эта консоль создавалась для других игровых жанров, но с появлением контроллера Move способна стать фитнес-тренажером. Цена от 14000 руб.

Физические упражнения улучшают умственные способности

Карл Котман, директор Института старения и болезней мозга Калифорнийского института в Ирвайне (США), совместно со своими коллегами провел ряд исследований на крысах, в ходе которых удалось выявить влияние физических упражнений на работу мозга. Подопытные животные в течение трех недель занимались спортом — бегали в колесе и на беговой дорожке. В ходе эксперимента было установлено, что в мозгах крыс изменились не только области, которые отвечают за моторику, но и гиппокамп — участок, регулирующий процессы перехода кратковременной памяти в долговременную, формирование эмоций и пространственную ориентацию. в результате улучшилась способность крыс реагировать на внешние раздражители, а также их адаптивность.

Примерно к таким же выводам пришел профессор Артур Крамер из Иллинойского университета в Урбана-Шампейне (США).

Крамер провел тестирование 124 мужчин и женщин в возрасте от 60 лет, разделив их на две группы. Участники первой три раза в неделю совершали часовую пробежку на свежем воздухе. Добровольцы из второй группы занимались статичными упражнениями наподобие йоги. Через шесть месяцев всем испытуемым было предложено пройти интеллектуальное тестирование. Люди, занимавшиеся физическими упражнениями, показали в среднем на 25% более высокий результат.

Улучшения затронули такие качества, как способность самостоятельного принятия решений, планирования, быстрого запоминания телефонных номеров и т. д. Крамер полагает, что активный образ жизни способствует увеличению притока крови к передней части коры головного мозга, которая отвечает за исполнительные функции.

Новые устройства ввода информации: управление компьютерами посредством импульсов головного мозга

Активность различных участков мозга можно измерить с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). Ряд исследовательских институтов и предприятий намерен содействовать развитию технологий управления компьютером силой мысли.

Прямой контакт. В университетской клинике города Утрехт (Нидерланды) изучают возможность имплантации ЭЭГ-датчиков в череп полностью парализованных пациентов, чтобы они могли общаться с внешним миром.

NeuroSky MindSetDieses. Стоимость данного устройства от американской фирмы NeuroSky, которое должно поступить в продажу в августе 2010 года, составит примерно 700 гривен. Три датчика (два в ушной раковине и один на лбу) позволят управлять обучающими и трехмерными играми посредством импульсов головного мозга.

OCZ Neural Impulse Actuator (NIA). В2010 году компания OCZ намерена выпустить вторую версию манипулятора Neural Impulse Actuator (с тремя хлоросеребряными датчиками) для управления игровым процессом трехмерных игр посредством мозговых волн.

g.MOBIlab+.

Переносная система анализа биосигналов. предназначенная для измерения и записи мультимодальных биосигналов на компьютере или ноутбуке. Разработанная в Австрии мобильная лаборатория может быть использована для измерения мозговой, сердечной, мышечной и глазной активности, дыхания, электрической проводимости кожи, пульса и других сигналов тела.

brain@work. С помощью легкого ЭЭГ-шлема, созданного в рамках проекта «brain@work» учеными из Шарите (Берлин) и Фраунгоферовского института, можно управлять различными устройствами (например, игровым автоматом для пинбола).

Программы, развивающие память

Все упомянутые в разделе программы есть на диске, прилагающемся к журналу CHIP №9 2010, в разделе «Бонус» (или в разделе Download сайта). Для просмотра DVd понадобится браузер Internet Explorer, Opera либо Mozilla Firefox. Если после вставки в оптический привод диск не запустится автоматически, дважды кликните по файлу index.html, расположенному в его корневом каталоге.

«Прокачиваем» память («Тренинг ассоциативных связей»). Работа мозга построена на ассоциациях. Чтобы он запоминал, его нужно тренировать, пытаясь связать новую информацию с уже зафиксированными данными.

Учимся считать в уме («Умножалки»). Если вы хотите улучшить внимание, развить вычислительные способности и приобрести навыки ускоренного счета, регулярно тренируйтесь в программе «Умножалки».

Пазл с уклоном в физику (Worldof Goo). В этой демоверсии игры-головоломки необходимо прокладывать тягучим шарикам дорогу к выходу — всасывающей трубе.

Релаксация и отдых (Aura). Программа, имитирующая звуки живой природы, помогает отдохнуть, расслабиться после тяжелого рабочего дня и отвлечься от повседневных дел.

Расставляем ящики (Sokobano). Передвиньте все ящики на заданные позиции. Это 3D-вариант классической игры с современными графикой и звуком.

Тренировка мышления (Brainspeeder). Завоюйте в Speedoku (быстрая игра судоку) или Mnemonic (упражнения на развитие памяти) звание «Мозг дня» или даже станьте лучшим из лучших.

Набор тестов и задач (gbrainy). Сборник логических и математических упражнений и заданий для тренировки памяти, который поможет поддерживать мозг в форме.

Рок-н-ролл на чердаке (Enigma). В этой увлекательной игре на сообразительность и ловкость вам предстоит открывать цветные камни Oxyd. В распоряжении игрока целых 700 уровней.

Только не будить! (Sleepy). Разноцветные кубики в этой Flash-игре постоянно спят. Задача состоит в том, чтобы убрать их щелчком мыши, не разбудив.

Классика (Backgammon).

Переставьте свои шашки в заданное положение, прежде чем это сделает ваш противник со своими фигурами. Компьютерная версия известной классической игры.

Расставьте шарики правильно (Lmarbles). Разместите разноцветные шары в нужной последовательности. Вас ожидают четыре игры с восемью уровнями в каждой.

Камни и бриллианты (Rocks*N* Diamonds). Собирайте драгоценные камни. Это получится сделать только в том случае, если вы выберете правильный путь.

Классическая игра на развитие ловкости (TetrisUnlimited). Забавный клон тетриса с замечательной графикой. С разноцветными взрывами играть в эту игру стало еще интереснее.

Охотник за привидениями (Ghosttrap). В логической игре Ghosttrap необходимо выстраивать в ряд привидений одного цвета — тогда они будут исчезать.

Запоминание ячеек (Brain Workshop). В ячейках поочередно появляется прямоугольник. Ваша задача — нажать кнопку на клавиатуре, если он возникал там же на прошлом или позапрошлом ходу.

Систематический подход к обучению («Зубрежка»). Эта обучающая программа поможет запомнить формулы, названия столиц, дни рождения и содержит пакет с темами.

Читайте быстрее (HiSpeedReader).

Программа для тренировки навыка скорочтения позволит уменьшить время, затрачиваемое на извлечение информации из книг, журналов и газет.

Числовый ряды (Mnemonics). Программа предназначена для помощи в запоминании любой числовой информации, такой как номера телефонов, индексы, коды регионов, номера машин, цены на товары и т. д.

Запоминание образов (Тестна фотопамять). С помощью данного теста вы можете проверить быстроту усвоения визуальных данных, время припоминания ответа и степень устойчивости внимания.

Пора на перерыв! (Workrave). Эта полезная утилита подскажет вам, когда нужно сделать паузу и оторваться от экрана, чтобы не переутомиться от долгой работы за компьютером.

Рекомендуем